Прошел год с отставки Медведева. Что успело сделать правительство Мишустина
Ровно год назад Владимир Путин отправил в отставку Дмитрия Медведева и его правительство. От нового премьера Михаила Мишустина ожидали экономического рывка, но в итоге его команде пришлось бороться с пандемией COVID-19 и вытаскивать страну из тяжелейшего кризиса.
Стратегические цели развития и нацпроекты
В начале 2020 года приоритетными задачами нового правительства Мишустина было спасение буксовавших нацпроектов и преодоление экономической стагнации. Подтверждением этого тезиса стали два назначения. Пост первого вице-премьера получил идеолог нацпроектов Андрей Белоусов, а главой Минэкономразвития стал Максим Решетников, который реализовывал их в регионах.
Впрочем, основную повестку вскоре перехватила пандемия COVID-19, из-за которой обрушились цены на нефть и резко упали доходы бюджета. В результате заложенные на нацпроекты средства пришлось перенаправлять на поддержку бизнеса и населения. В июле Счетная палата оценила финансовое исполнение нацпроектов на 35%, а к ноябрю оно едва превысило 70%. Больше всего денег потратили на нацпроект по демографии (его исполнили 86,2%), а самым недофинансированным стал нацпроект по цифровой экономике (34,4%).
Коронакризис потянул вниз и ключевые показатели — отчеты Счетной палаты демонстрировали проблемы с убылью населения, сокращением реальных доходов, ростом бедности и падением ВВП. В итоге поставленные на 2020 год задачи оказались невыполнимыми и их пришлось скорректировать.
Изменениям подверглись и национальные цели развития. В июле Путин подписал новый указ, в котором отложил их исполнение до 2030 года. Часть стратегических задач и вовсе убрали из повестки — эта судьба постигла вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира. Зато правительство усилило стратегическое планирование. В октябре Мишустин представил Единый план, в котором кабмин подробно расписал все действия по достижению национальных целей на ближайшие 10 лет.
Как спасали экономику и россиян от коронакризиса
Правительству Мишустина не удалось выполнить стратегические цели, зато оно показало себя в кризисном менеджменте. Уже через два месяца после назначения премьеру и министрам пришлось срочно закрывать границы, отправлять страну на самоизоляцию, налаживать выпуск лекарств и бороться с ценами на продукты.
Чтобы удержать экономику от крутого пике вниз кабмин пошел на беспрецедентные меры. Малому и среднему бизнесу предоставили новые субсидии, налоговые и кредитные каникулы. Семьи с детьми поддерживали с помощью прямых выплат, а оставшимся без работы увеличили пособия. Всего программа по поддержке пострадавших отраслей экономики обошлась бюджету в более чем три триллиона рублей, а на выплаты семьям потратили около 1,5 триллиона.
Предпринятых мер оказалось достаточно, чтобы предотвратить взрывной рост заболеваемости весной; но не хватило, чтобы остановить массовое распространение COVID-19 в России. Серьезные недочеты тоже были — их обнажила вторая волна пандемии, когда регионы столкнулись с дефицитом лекарств и нехваткой мест в больницах.
Гораздо лучше кабмин справился со спасением экономики. Ему удалось смягчить падение ВВП с 5% до 4% и добиться снижения уровня безработицы (из-за пандемии она подскочила с 4,7% до 6,3%, но к концу года снизилась до 6,1%). Кроме того, Всемирный банк спрогнозировал, что антикризисные меры правительства позволят снизить уровень бедности в России с 14,2% до 11,6%.
Впрочем, критика звучала и здесь. Главной претензией к правительству в период пандемии была излишняя бережливость. Агентство S&P отмечало, что Россия тратила меньше средств на прямую поддержку населения, чем развитые страны. Глава Счетной Палаты Алексей Кудрин указывал на то, что общий объем помощи должен составлять более 7% ВВП (в итоге антикризисный пакет обошелся в 5-6% ВВП).
Не справился кабмин и с взрывным ростом цен на продукты. Министры посчитали его сезонным и не стали предпринимать мер по сдерживанию, из-за чего ситуация достигла критических масштабов (больше всего подорожал сахар — на 65%). На это обратил внимание Владимир Путин, после чего правительство раскритиковал уже Мишустин. В результате кабмину пришлось идти на экстраординарные меры и замораживать цены.
Каким будет будущее Мишустина
Правительство Мишустина с самого начала выглядело более технократичным, чем предыдущее. То же касалось и самого премьера, который еще во время работы в ФНС зарекомендовал себя как эффективный управленец, но не демонстрировал никаких политических амбиций.
Мишустин оправдал свою репутацию: несмотря на все недочеты, его команда все же удержала экономику на плаву и взяла пандемию под контроль. Это позволило премьеру показать себя в лучшем свете и преобразовать управленческие успехи в политический вес, добившись поддержки россиян. За год его рейтинг ни разу не опускался ниже 50%, тогда как Медведеву перед отставкой доверяли всего 37%.
Работу нового правительства позитивно оценил и президент, отметив эффективность и компетентность большинства министров. С ним согласились спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Совфеда Валентина Матвиенко.
Политическое будущее Мишустина все еще остается неясным — многое будет зависеть от того, справится ли премьер с выводом экономики из стагнации, когда пандемия пойдет на спад. Для этого ему придется частично обновить состав кабмина, убрав наиболее неэффективных министров. Первый кандидат на вылет — глава Минэкономразвития, прозевавший рост цен на продукты, но в будущем могут появиться и другие.