Летопись апокалипсиса и иммунная толерантность: кому и за что присудили Нобелевские премии — 2025
Нобелевская неделя 2025 года подошла к концу. С 6 по 13 октября объявляли имена ученых, чьи разработки и открытия в этом году были признаны достойными самой важной премии научного мира. Так, были названы лауреаты Нобелевки по физиологии и медицине, физике, химии, литературе, премии мира и премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. Сами награды они получат только в декабре. В этом материале мы собрали информацию про всех победителей 2025 года.
Нобелевская премия по физиологии и медицине
Лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине в этот раз стали американцы Мэри Брунков и Фред Рамсделл, а также японец Симон Сакагучи. Награды удостоились их открытия в «периферической иммунной толерантности».
Благодаря новаторской разработке этих ученых врачи получили возможность эффективно регулировать работу иммунной системы человека. Открытие американцев и японца ускорит работу над новыми методами лечения рака и некоторых аутоиммунных заболеваний.
В этом году не обошлось без казусов: Нобелевский комитет по физиологии и медицине смог связаться с Фредом Рамсделлом только спустя почти сутки после объявления имен победителей. Оказалось, что ученый был вместе с женой в походе без связи.
Нобелевская премия по физике
Нобелевскую премию по физике в 2025-м получат Джон Кларк, Майкл Деворе, Джон Мартинис за «открытие макроскопического квантово-механического туннелирования и квантования энергии в электрической цепи».
По словам ученых Института физики полупроводников Сибирского отделения РАН, исследования лауреатов показали, что законы квантового мира могут проявляться и в обычных, «видимых» электрических схемах. Генеральный директор Российского квантового центра Максим Острась отметил, что разработки Кларка, Деворе и Мартиниса стерли границу между квантовым микромиром и нашим макромиром и заложили технологическую основу для бурного развития квантовых технологий.
А старший научный сотрудник лаборатории физики наноструктур НИИЯФ им. Д. В. Скобельцына МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Кленов подчеркнул, что работы нобелевских лауреатов в области физики за 2025 год легли в основу сверхчувствительных датчиков, применяемых в магнитокардиографии.
Нобелевская премия по химии
В этом году она достанется Ричарду Робсону из Великобритании, Сусуму Китагаве из Японии и Омару Яги из Иордана за «развитие металлорганических каркасных структур». Ученые создали молекулярные конструкции, через пространство в которых могут проходить химические вещества, включая газы.
Важность разработки обусловлена тем, что она поможет в борьбе с засухой в самых жарких регионах планеты, пригождаясь при создании систем сбора воды из воздуха в пустынях. Председатель научного комитета фонда «Вызов», профессор РАН, заведующий лабораторией компьютeрного дизайна мaтериалов Сколтеха Артем Огaнов считает, что матeриалы на основе металлорганических каркасов пока не получили практического пpименения, но крайне перспективны.
Нобелевская премия по литературе
«Нобель» по литературе в этот раз достанется венгерцу Ласло Краснохоркаи. Писателя отметили «за его убедительное и дальновидное творчество, которое в разгар апокалиптического ужаса подтверждает силу искусства». К слову, по его произведениям было снято несколько фильмов, аеще Краснохоркаи в 2015 году стал лауреатом Международной Букеровской премии.
В Шведской академии назвали Краснохоркаи «великим эпическим писателем центральноевропейской литературной традиции, восходящей к Кафке и Томасу Бернхарду, и характеризующийся абсурдизмом и гротескными излишествами», при этом подчеркнув его «более созерцательный, тонко выверенный тон».
Ласло Краснохоркаи стал вторым венгерским писателем после Имре Кертиса (2002), удостоившимся Нобелевской премии по литературе. Писатель и журналист Денис Драгунский отметил, что творчество Краснохоркаи ему не близко, и назвал его типичной фигурой нобелевского лауреата последних лет: писателем, чье творчество скорее для элитарного читателя. А политический деятель и писатель Захар Прилепин выразил мнение, что Нобелевская премия по литературе поддерживает угодных Западу авторов.
Нобелевская премия мира
В 2025 году ее присудили лидеру венесуэльской оппозиции, экс-депутату Марии Корине Мачадо за «неустаннyю работу по защите демокрaтических прав народа Венесуэлы» и борьбу за переход от диктатуры к дeмократии.
При этом награда ушла из-под носа у президента США Дональда Трампа, который в последнее время активно старался создавать себе имидж «миротворца». Так, трамписты утверждали, что политик «урегулировал семь конфликтов за семь месяцев» (Камбоджа и Таиланд, Косово и Сербия, Конго и Руанда, Индия и Пакистан, Израиль и Иран, Египет и Эфиопия, Армения и Азербайджан). А теперь Трамп говорит и об окончании войы между Израилем и ХАМАС, записывая это себе в заслуги. Но, кажется, на самом деле шансов заполучить вожделенную премию в этом году у него не было.
Политолог Мовсес Газарян заявил «Постньюс», что американский лидер не оставит попыток стать лауреатом Нобелевской премии мира. По его словам, «это долгосрочный нарратив для Вашингтона и история, важная лично для Трампа». В Белом доме же заверили, что Трамп продолжит урегулировать конфликты и заключать мирные сделки, несмотря на то, что не получил награду. А президент России Владимир Путин выразил мнение, что Нобелевская премия мира давно дискредитировала себя. По его словам, ее престиж уже не тот, поскольку награду зачастую присуждали тем, кто вообще ничего не делал для мира.
Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля
Лауреатами премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля за 2025 год стали американец Джоэль Мокир, француз Филипп Агьон и канадец Питер Хоуитт. В Нобелевском комитете отметили, что награда присуждена «за объяснение инновационного экономического роста».
Половину премии получит Мокир за «выявление предпосылок для устойчивого роста посредством технологического прогресса», другую же разделят Агьон и Хоуитт за «теорию устойчивого роста через креативное разрушение». Председатель Комитета премии по экономическим наукам отметил, что «мы должны поддерживать механизмы, лежащие в основе созидательного разрушения, чтобы не скатиться в стагнацию».