кино

Джаред Лето возвращает культовую франшизу о цифровой эпохе: каким получился «Трон: Арес»

Делимся впечатлениями и раскрываем важные отсылки
Джаред Лето в роли Ареса в фильме «Трон: Арес»/«Кинопоиск»
Джаред Лето в роли Ареса в фильме «Трон: Арес»/«Кинопоиск»

Третий фильм киберфраншизы Disney — «Трон: Арес» — переносит искусственный интеллект из Системы в реальность. Джаред Лето в роли ИИ-программы Ареса задает новый тон истории — менее игровой и более человечный. Рассказываем подробнее о том, какой получилась картина.

Обзор «Трон: Арес»

«Трон» — это культурный эксперимент Disney длиной в 40 лет, мир, где человек разговаривает с машиной на одном языке. В 2025-м история получила новое развитие и нового героя — Джареда Лето, сыгравшего Ареса, искусственный интеллект, впервые отправленный из цифровой Системы в реальный мир.

Йоахим Реннинг (известный по «Пиратам Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки») создал гибрид философской притчи и визуального триллера. Проект «Трон: Арес» вышел очень кстати — фильм пытается разобраться, где заканчивается код и начинается душа человека. Актуально в эпоху нейросетей, правда?

еще по теме
Киберпанк, ИИ и инопланетяне: топ-20 фантастических фильмов, которые нельзя пропустить
Киностудия в телефоне: что известно о Sora 2 и почему о ней все говорят
Синтезированный голос против человеческого: кто останется у микрофона в новой реальности

Дата выхода

Премьера «Трона: Арес» состоялась 10 октября 2025 года. В России картина вышла в прокат 16 октября с оригинальным названием — Tron: Ares. Производством занималась студия Walt Disney Pictures.

Сюжет

Глава корпорации Dillinger Systems Джулиан Диллинджер (Эван Питерс) создает армию совершенных цифровых солдат — программ. Во главе этой армии стоит Арес — самая сложная из всех разработанных систем (как если бы у Зимнего солдата из Marvel появилось цифровое воплощение).

На пресс-конференции Диллинджер демонстрирует новую технологию — перенос цифрового объекта в реальность. По его команде в мир выходит Арес. Технология оказывается нестабильной: цифровые существа могут существовать в реальном мире лишь 29 минут. Диллинджер мечтает найти «код устойчивости» — способ удержать программы в физическом мире.

По счастливой случайности за окном льет дождь: стук воды незаметно ломает код программы. Искусственный интеллект начинает испытывать эмоции.

На фоне кибергонок, лазеров и световых трасс разворачивается история о самоосознании — и о том, что происходит, когда бездушная машина впервые чувствует сострадание.

Где снимали

Основные съемки прошли в Ванкувере, любимой площадке Disney для футуристических проектов. Производство несколько раз переносилось из-за забастовок SAG-AFTRA и Гильдии сценаристов, но Реннинг все-таки довел проект до конца.

Работал оператор Джефф Кроненвет, чьи кадры — узнаваемые по «Социальной сети» и «Исчезнувшей». В визуалах можно найти отсылки к культуре 80-х, к «Звездным войнам» и даже к первым пиксельным опытам программистов: даже финальные титры выглядят как системный код.

Актеры и роли

Главную роль исполнил Джаред Лето — Арес, программа, которая впервые попадает в реальный мир.

  • Эван Питерс — Джулиан Диллинджер, амбициозный глава корпорации, готовый стереть грань между цифровым и физическим;
  • Грета Ли — Ева Ким, новая глава ENCOM, наследница идеалов Кевина Флинна;
  • Джоди Тернер-Смит — Афина, помощница Ареса;
  • Джефф Бриджес возвращается к роли Кевина Флинна из фильма 1982 года, создателя Системы и философа цифрового бытия.

Состав поддерживают Камерон Монахэн, Джиллиан Андерсон, Артуро Кастро, Сара Дежарденс — им достались второстепенные роли.

Кадр из фильма «Трон: Арес»/«Кинопоиск»
Кадр из фильма «Трон: Арес»/«Кинопоиск»

Каким получился фильм «Трон: Арес»

«Трон» как франшиза всегда был не столько о технологиях, сколько о контакте — между создателем и созданием.

В «Аресе» Реннинг смещает фокус: если раньше герой бежал из цифровой тюрьмы, теперь он ищет выход из реальности. Фильм ловко переворачивает прежние смыслы: человек становится искусственным, а искусственное — все более живым.

Визуально это продолжение наследия «Наследия»: нас ждут те же неон, глянец, плавные линии костюмов, футуристическая архитектура. Но при этом есть и отсылки к оригинальному произведению, первому фильму трилогии — немного наивные со стороны сегодняшнего дня.

Да, здесь хватает гонок на светоциклах и схваток с кибер-дисками, но «Арес» пытается уместить в жанр боевика размышления — прежде всего про идентичность. Что делает нас собой — память, чувства или способность нарушить инструкцию?

— Почему ты любишь Depeche Mode?

— Я…

— Что?

— Я не знаю. Это просто… чувство?

(цитата из фильма «Трон: Арес», 2025 год)

Ответ Реннинга прост и болезнен: человека делаем живым непостоянство. Программный код остается прежним, а человеческий неумолимо меняется. С этим утверждением, безусловно, можно было бы поспорить (в программу тоже вносят коррективы и накатывают обновления). Мы же предпочтем пока довериться соломонову «все проходит, пройдет и это».

Саундтрек без Daft Punk, но с эхом их ритма

После того как дуэт Daft Punk завершил карьеру, их место заняли молодые электронщики из студии Disney. Саундтрек «Ареса» ближе к атмосферной электронике, чем к клубным трекам «Наследия». В нем больше пауз и техношумов. больше дыхания. И все же тень Daft Punk здесь витает — как ностальгический код из другой эпохи.

Отсылки и преемственность

«Арес» бережно связывает новую историю с миром Флинна: старый компьютер на Аляске, логотип ENCOM, визуальные паттерны Системы. Все это делает фильм частью единой цифровой мифологии.
В финале авторы явно оставляют место для нового цикла — и новой этики отношений человека и ИИ. Есть во всем произведении что-то от «Приключения Электроника», «Эры Альтрона» и других проектов о кибернетическом разуме, и потому картину можно поругать за банальность.

Но есть что-то жуткое в том, что происходящее в кадре больше не кажется такой уж далекой фантастикой.

Что посмотреть перед «Аресом»

Чтобы понять контекст, достаточно ознакомиться с двумя фильмами:

  • «Трон» (1982) — первоисточник, создавший визуальный язык цифрового кино еще до «Матрицы»;
  • «Трон: Наследие» (2010) — обновленный эстетизм, неон, саундтрек Daft Punk и проблема отцов и детей;

А если хочется расширить вселенную, стоит заглянуть в мультсериал «Трон: Восстание» (2012) — именно там формируются идеи, к которым «Арес» возвращается через 13 лет.

«Трон: Арес» — редкий пример, когда сиквел не повторяет оригинал, а осмысляет его. Это не просто возвращение культовой франшизы Disney, а попытка задать новый вопрос эпохе ИИ: если цифровой бог создал нас, кто теперь Создатель?

Алена Соколова
Подписывайтесь на нас в Telegramперейти
ВК49865