Грозят ли России новые санкции из-за Навального
Арест Алексея Навального, задержания его сторонников и новое дело о нарушении карантина на митинге вызвали волну негодования на Западе — так, в ЕС требуют новых санкций против российских госкомпаний и окружения Владимира Путина.
Впрочем, пока недовольство сосредоточено в Восточной Европе — крупные игроки, в том числе Германия, от резких комментариев воздерживаются. США и вовсе заняли «наблюдательную» позицию: американские спецслужбы только начинают расследовать «дело Навального».
Кто требует ввести новые санкции
События в России раскритиковали по обе стороны Атлантики, но активнее всех выступают европейские политики.
21 января депутаты Европарламента приняли резолюцию, в которой потребовали ввести санкции против лиц и организаций, причастных к задержанию Навального. Ее поддержал 581 депутат, 55 проголосовали против, а 48 воздержались.
Необходимо ввести санкции против лиц, связанных с режимом российских олигархов, членов ближнего круга президента Путина и российских пропагандистов, которые обладают имуществом в ЕС и могут свободно въезжать на его территорию
一 Резолюция ЕвропарламентаЕвропарламентарии также призвали остановить строительство «Северного потока — 2». С похожими призывами выступили и отдельные европейские страны. Введение новых санкций поддержали главы МИД Италии и Франции. К ним присоединилась Румыния. Латвия, Литва и Эстония призвали «ввести ограничительные меры против чиновников, ответственных за аресты на митингах 23 января». Президент Польши Анджей Дуда предложил пойти дальше и ограничить работу «Газпрома» в Европе.
США после долгого молчания тоже обратили внимание на ситуацию с Навальным, но от призыва к санкциям воздержались. Вместо этого Джо Байден поручил спецслужбам расследовать предполагаемое отравление оппозиционера.
Ограниченные возможности ЕС
Самые громкие и решительные заявления о санкциях звучат со стороны ЕС, однако в действительности возможности Брюсселя весьма ограничены.
Ситуация с Навальным позволяет ЕС использовать два правовых механизма для введения санкций: режим «химических санкций» против стран, применивших химоружие, и глобальный режим санкций за нарушения прав человека, утвержденный в декабре 2020 года (его даже хотели назвать именем Навального). Эти режимы различаются только основаниями для применения и подразумевают одни и те же персональные санкции — запрет на въезд в ЕС и заморозку всех активов.
Брюссель ввел «химические санкции» против России из-за Навального в октябре 2020 года, сочтя инцидент нарушением Конвенции о запрещении химоружия. Сделать это позволил отчет ОЗХО, где признали факт отравления оппозиционера «Новичком». Тогда в черный список попали шесть человек (включая главу ФСБ Александра Бортникова и первого замглавы Администрации Президента Сергея Кириенко) и один НИИ.
Новый список могут составить, используя глобальный механизм. Вероятно, в него войдут те, кто, по мнению европейских стран, причастен аресту Навального и задержаниям на митингах, а также фигуранты списка, составленного оппозиционером перед возвращением в Россию (в него вошли бизнесмены Роман Абрамович и Алишер Усманов, глава Минздрава Михаил Мурашко, телеведущий Владимир Соловьев и другие).
На более серьезные ограничения, вроде остановки «Северного потока 2», Брюссель вряд ли пойдет. Для введения любых санкций требуется согласие всех 27 членов ЕС, а Германия отказывается увязывать строительство газопровода с политикой (вероятно, из-за гигантской компенсации в 5-10 миллиардов евро, которую Берлину придется заплатить в случае остановки проекта).
Неиспользованные инструменты США
США располагают более обширным инструментарием для введения санкций, который до сих пор не был использован из-за желания бывшего президента Трампа абстрагироваться от темы Навального.
Так же как и ЕС, США могут ввести персональные санкции — сделать это позволяет принятый в 2012 году «закон Магнитского». По нему президент США может составлять черные списки виновных в коррупции и нарушениях прав человека. Попавшим в них грозит запрет на въезд в США, заморозка всех счетов и запрет операций с собственностью.
У Вашингтона есть и другой вариант — применение закона «О контроле над химическим и биологическим оружием» («закон ХБО») со ссылкой на все тот же отчет ОЗХО. Он позволяет вводить экономические санкции против стран, нарушивших Конвенцию о запрещении химоружия. Закон включает широкий спектр мер, вплоть до запрета на торговлю нефтью и ограничения авиасообщения.
В 2018 году США уже применяли «закон ХБО» против России из-за отравления Скрипалей — тогда они ограничили экспорт технологий и запретили банкам работать на рынке российского госдолга. В сентябре 2020 года американские сенаторы призвали снова применить его из-за предполагаемого отравления Навального, однако Трамп не пошел на это.