Век Майи Плисецкой: история о любви к танцу
В 2025 году исполняется 100 лет со дня рождения Майи Плисецкой — одной из величайших балерин XX века, чье имя стало синонимом совершенства, грации и сценического гения. Сценическая харизма, уникальный стиль и бесконечная преданность искусству делают юбилей Плисецкой событием, которое невозможно оставить без внимания. Биография балерины — в материале «Постньюс».
Биография
От детства в Москве до триумфальных выступлений на мировых сценах.
Детство
Будущая прима балета родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец, Михаил Плисецкий, был чиновником, а мать, Рахиль Мессерер, — актрисой немого кино. Судьба семьи оказалась непростой: в конце 1930-х годов оба родителя подверглись репрессиям, что стало тяжелым испытанием для девочки.
Образование
В 1934 году Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище Большого театра, где начала свой путь в искусстве. После начала Великой Отечественной войны девочку с матерью эвакуировали в Свердловск (ныне Екатеринбург), где она продолжила обучение и подготовку к будущей сценической карьере. В 1943 году Плисецкая успешно завершила обучение.
Балет
Имя Плисецкой стало символом совершенства в мире балета. Ее пластика поражала воображение: феноменальный прыжок, гибкая спина, легкость шага и безупречная музыкальность сделали ее танец узнаваемым и неповторимым. Плисецкая первой ввела в балетную технику уникальный прыжок «кольцо», а ее движения стали эталоном точности, изящества и выразительности. Каждый жест, каждая поза, каждый па на сцене у нее были доведены до совершенства, а целостный рисунок партии смотрелся законченным и гармоничным.
С самого начала своей карьеры Майя проявила редкий талант актрисы трагедийного амплуа. Она умела передавать эмоции не только движением, но и взглядом, превращая каждый образ в живую историю.
Но не только техника делала ее великой. Ее стиль отличался особой графичностью, остротой и законченностью: каждое па, каждая линия были частью единого художественного рисунка, создавая ощущение полной гармонии между музыкой, движением и характером персонажа.
Феноменальное творческое долголетие Плисецкой также поражало: десятилетия на сцене не уменьшали ее энергии, а лишь укрепляли мастерство и харизму. Она вдохновляла целые поколения артистов и зрителей, оставаясь живым воплощением таланта, грации и неуемного стремления к совершенству.
Знаменитые партии балерины
Дебют Плисецкой состоялся в июне 1941 года — на выпускном концерте училища она танцевала под аккомпанемент оркестра Большого театра. В том же году девушку приняли в труппу, где, как и большинство выпускников, она начала карьеру в кордебалете. Сольных партий было немного, но Плисецкая компенсировала это многочисленными концертными выступлениями. Именно в этот период на московских сценах появился ее легендарный «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса.
В 1945 году Плисецкая впервые исполнила партию феи Осени в балете Сергея Прокофьева «Золушка», а затем — главную роль в «Раймонде» Александра Глазунова. Постепенно ведущие роли в Большом театре становились постоянной частью ее репертуара. В 1947 году Майя дебютировала в партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского, а далее ее репертуар пополнился такими партиями, как Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Царь-девица в «Коньке-Горбунке», Хозяйка Медной горы в «Сказе о каменном цветке», Джульетта в «Ромео и Джульетте» и Аврора в «Спящей красавице».
1960 год стал поворотным в карьере Плисецкой: после ухода со сцены Галины Улановой она стала примой балета Большого театра. В 1967-м для нее был специально создан балет «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина.
Помимо танцевальной карьеры, Плисецкая проявила себя как талантливый хореограф. Она участвовала в постановках «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Конек-Горбунок», «Спартак», «Анна Каренина» и многих других. Ее работы неоднократно демонстрировались в фильмах-концертах и телеэкранизациях, а сама Плисецкая выступала на сценах крупнейших театров мира.
В 1983 году ее пригласили стать художественным руководителем балета Римской оперы. За полтора года работы в Италии она поставила несколько спектаклей, включая «Федру» Жоржа Орика. В 1984-м Плисецкая представила в Риме «Раймонду». С 1988 по 1990 годы она возглавляла балетную труппу «Театро лирико насиональ» в Мадриде, где ставила новые постановки и сама танцевала, включая «Кармен-сюиту».
Январь 1990 года ознаменовался ее последним спектаклем на сцене Большого театра — «Дама с собачкой» Щедрина. После этого она продолжила гастрольную деятельность за рубежом, проводила мастер-классы и сотрудничала с ведущими хореографами мира, включая Ролана Пети и Мориса Бежара. В 1992-м в Париже прошла премьера балета «Безумная из Шайо», созданного по ее инициативе на музыку Щедрина.
Личная жизнь
Рассказываем о жизни примы вне сцены.
Марис Лиепа
В 1956 году Плисецкая впервые вышла замуж — ее избранником стал солист балета Марис Лиепа, однако брак продлился всего три месяца.
Родион Щедрин
В 1958 году балерина снова вышла замуж, на этот раз за композитора Родиона Щедрина. Их союз стал одним из редких примеров семьи, где оба супруга были удостоены почетного звания Народного артиста СССР.
Дети
Балерина сознательно отдала приоритет своей сценической карьере, считая, что рождение ребенка может положить конец пути профессиональной танцовщицы.
Смерть Майи Плисецкой
Вспоминаем, как завершился жизненный путь балерины.
Причина смерти и где похоронена
Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене на 89-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Тело балерины было кремировано.
Согласно завещанию, планировалось, что ее прах будет соединен с прахом Щедрина и развеян над Россией. Ее муж умер 29 августа 2025 года.
Музей-квартира балерины
26 июля 2022 года в Москве открылся музей-мемориальная квартира Плисецкой. Квартира, переданная в дар Театральному музею имени А. А. Бахрушина мужем балерины, стала 12-м филиалом музея.
Экспозиция знакомит посетителей с интерьером квартиры, личными вещами и документами супружеской пары, а также с фотографиями Плисецкой, ее сценическими костюмами и нарядами.
Интересные факты
- Плисецкая была человеком творчества, и ее хобби отражало это: она собирала забавные и необычные фамилии. Найдя «новый шедевр» в газете или журнале, балерина аккуратно вырезала его и с гордостью добавляла в свою коллекцию. Среди найденных ею жемчужин были такие фамилии, как Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.
- Балерина любила ухаживать за кожей. Она щедро наносила питательные кремы на лицо, после чего устраивалась на кухне и раскладывала пасьянсы. Эти уютные посиделки могли длиться до глубокой ночи: бессонница была постоянным спутником артистки, и уснуть ей помогало лишь снотворное.
- Плисецкую связывали теплые дружеские отношения с кандидатом в президенты США Робертом Кеннеди. Их знакомство состоялось во время второго американского тура балерины. Политик не скрывал своего восхищения Плисецкой и часто поздравлял ее с днем рождения, который, по совпадению, приходился на один и тот же день. Первым подарком от Кеннеди стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелоками: на одном — знак зодиака Скорпион, объединяющий их обоих, на другом — изображение Святого Архангела Михаила.
- Перед каждым выходом на сцену Плисецкая заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы они сидели крепче. Перед выступлением она непременно смотрелась в зеркало, ведь если глаза и губы были плохо накрашены, зрители могли увидеть «бесцветную моль», а не яркую балерину.
- Плисецкая обожала футбол и была преданной болельщицей ЦСКА. Незадолго до своей смерти она вместе с мужем побывала на стадионе в Мюнхене на футбольном матче.