Фото: Личный архив / Руслан Нуртдинов
Фото: Личный архив / Руслан Нуртдинов

Гора Куштау, «Башкирская содовая компания» и офшорные деньги — история борьбы за памятник природы

В Челябинске пройдет судебное заседание по делу о незаконности сделки по приватизации БСК

26 февраля Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд проведет заседание по делу о незаконной сделке, из-за которой государство утратило контроль над крупнейшим производителем соды в России «Башкирской содовой компанией». Рассказываем о борьбе за природный памятник, на месте которого БСК собиралась искать известняк и который отстояли тысячи активистов в стачке с силовиками и властью. Разберемся в том, почему только после столкновений Путин заявил, что акции БСК должны принадлежать государству.

Шихан Куштау

Куштау — гора-одиночка (шихан) в Ишимбайском районе Башкирии, находящаяся в 140 километрах к югу от Уфы вблизи Стерлитамака. Всего известно о четырех башкирских шиханах на берегу реки Белой: Тратау (статус памятника природы), Шахтау (полностью уничтожен БСК в процессе добычи сырья), Юрактау (статус памятника природы) и Куштау.

Фото: echomskufa.ru
Фото: echomskufa.ru

Летом 2019 года АО «Сырьевая компания» получает 20-летнюю лицензию на «разведку и добычу полезных ископаемых на месторождении Куштау». Научное сообщество отреагировало на новость через два месяца.

В ноябре 2019 года природный памятник включили в список объектов геологического наследия всемирного значения «Geosites» — исследователи заявили о малоизученности горных пород Куштау и потенциальном местонахождении палеонтологических остатков. В докладе ученых говорилось и том, что на горе произрастают 322 вида растений, значительная часть из которых занесена в Красную книгу.

«Башкирская содовая компания» ищет полезные ископаемые

Крупнейшим производителем соды в России является «Башкирская содовая компания», которая юридически образовалась в результате соединения «Соды» и «Каустик» в 2013 году. Сама же БСК входит в комплекс АО «Башкирская химия».

Башкирская содовая компания производит 85% пищевой соды в России. Основное месторождение для добычи кальцинированной соды иссякнет к декабрю 2022 года, и организации придется закрыться, об этом заявляла сама БСК, аргументируя поиск новых точек залежей известняка. Таким местом должна была стать гора Тратау, но ее разработка остановилась из-за статуса памятника природы.

Тогда региональные власти предложили содовой компании гору, лишенную особого статуса, шихан Куштау. Первый этап разработки — расчистка участков леса — начался 27 июля 2020 года, но уже 12 августа геологоразведка прекратилась, так как местные активисты выступили против работ.

Активисты борются за шихан

Акции протестов становились более массовыми, а число задержанных к 17 августа достигло 90 человек. Член Совета по правам человека при главе республики Зульфия Гайсина докладывала, что 34 участника получили по 15 суток ареста, а пострадавшие в ходе беспорядков на Куштау были как среди активистов, так и полицейских.

Фото: Рустам Салаватов
Фото: Рустам Салаватов

17 августа глава Башкирии Радий Хабиров приостановил работы на шихане: «Значительное количество людей считает, что Куштау надо сохранить. Моя позиция: если нет компромисса, значит Куштау не разрабатывается». Хабиров согласился с одной из протестующих в том, что налицо конфликт не только интересов, но и ценностей.

Во время приезда на Куштау глава Башкирии также предложил активистам создать координационный совет, в состав которого должны были войти делегаты со стороны протестующих, чтобы вместе найти решение сырьевого вопроса для БСК. Однако на первое собрание Хабиров не явился.

2 сентября власти подписали указ о присвоении горе статуса памятника природы регионального значения.

В спор вступает Путин

На совещании с правительством 26 августа президент поручил кабмину и руководству Республики Башкортостан разобраться в ситуации с БСК, заявив о выводе денег компании в офшоры. Параллельно с этим Путин попросил прокуратуру разобраться в законности сделки, после которой государство лишилось контроля над «Башкирской содовой компанией». По его словам, изначально у государства было 62% акций, а после сделки в 2013 году стало 38%.

Сославшись на полученные документы, президент добавил, что контрольный пакет акций компании находится во владении частных лиц: «Деньги, заработанные компанией, практически в развитие не инвестируются, в регионе не остаются».

По мнению российского лидера, прибыль акционеров шла не на обеспечение рабочих мест людям, которые трудятся в БСК, и социальную сферу с инфраструктурой — прибыль шла в места, где проживали сами держатели акций, во Францию и Швейцарию.

«Где деньги? Известно где — в офшорах», — заключил Путин.

В тот же день глава Башкирии сказал «спасибо» президенту и заявил, что «справедливость должна восторжествовать».

Прокуратура и СК начинают работу

Проверку по делу об отчуждении государственных акций БСК начинает Генпрокуратура, под личный контроль дело берет генпрокурор Игорь Краснов. Власти Башкирии дополнительно обратились к ведомству с просьбой признать отчуждение незаконным. Хабиров заявил об этом в прямом эфире «России 24».

«Ущерб мы оцениваем в несколько десятков миллиардов рублей», — сказал глава Республики.

Через два дня Генпрокуратура сообщила, что нашла нарушения законодательства в проведенной сделке. Официальный представитель ведомства сообщил ТАСС о переходе прав на БСК, который произошел «помимо воли РФ». После прокуратура подала иск в Арбитражный суд Башкортостана, чтобы получить имущество компании из незаконного владения «в целях защиты интересов государства».

29 августа председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил центральному аппарату выяснить причины сокращения государственной доли в Башкирской содовой компании. Хабиров пожаловался Бастрыкину на произвол региональных чиновников, по вине которых акции и перешли частным компаниям.

Что происходит с акциями БСК

Напомним, что БСК образовалась в ходе слияния «Соды» (61,65% акций которой принадлежали Башкирии) и «Каустика» (компании принадлежали 34,79% акций «Соды»). Вследствие объединения акции конвертировались и у государства осталось лишь 38% от общего числа, 62% перешли ОАО «Башкирской химии».

По требованию Генпрокуратуры, 1 сентября арбитражный суд Башкирии арестовал акции БСК, которые в тот момент находились во владении АО «Региональный фонд», АО «Башкирская химия», ООО ТД «Башкирская химия». Также суд запретил вносить в реестр любые изменения об акционерах Башкирской содовой компании.

4 декабря суд удовлетворил иск Генпрокуратуры об изъятии акций БСК в пользу Росимущества в количестве 1 585 668 штук (стоимость одной составляет 100 рублей). Бывшие владельцы акций подали 14 апелляционных жалоб, рассмотрение которых назначили на 26 февраля.