Фото: ysia.ru
Фото: ysia.ru

За несколько месяцев в российской тундре погибло около 80 тысяч северных оленей

Из-за толстой ледяной корки олени не смогли добывать себе пропитание. Оленеводы во всем винят ледоколы и промышленность, но главной причиной стала аномальная погода

Зимой этого года пастбища в Тамбейской и Сеяхинской тундрах на Ямале покрылись толстой ледяной коркой. Это произошло из-за аномальной погоды в регионе — осень была слишком теплой и влажной, а зимой случились сильные даже для русского Севера морозы (до -50°С). Выпавший осенью снег сначала сильно подтаял, а потом заледенел.

Северные олени питаются преимущественно ягелем, выкапывая его из под снега. Но в этом году ледяная броня не позволила животным найти пропитание. Олени начали голодать и умирать. По оценкам оленеводов, за зимние месяцы погибло около 80 тысяч оленей. Аналогичная ситуация произошла в 2014 году, когда погибло около 60 тысяч животных.

Оленеводы в произошедшем винят ледоколы и нефтегазовую промышленность. Они считают, что водяной пар образуется от тепла заводов и идет от открытой воды, после прохода ледоколов. Пар оседает на пастбищах и замерзает. Ученые в беседе с интернет-газетой NEFT эту версию опровергают. По их мнению, ледоколы и промышленное освоение не могли привести к образованию ледяной корки.

«Гипотеза оленеводов не имеет под собой физического основания. Конечно, Ямал сейчас осваивается, но это ни в какое сравнение не идет с силой и мощью природных явлений. Заводы и ледоколы — маленькие острова тепла, и влияние они имеют на очень ограниченной территории», — сообщил академик РАН, мерзлотовед Владимир Мельников.

Сейчас на пострадавших территориях проводят спасательные операции. Так, в поселок Сабетта Ямальского района было доставлено самолетом 40 тонн корма для оленей, выделено 50 тонн топлива для снегоходов. Поддержку оказывает администрация района и нефтегазовые предприятия. Но оленеводы считают, что нужно создавать постоянную стратегию помощи традиционным отраслям Ямала, не зависящую от нефтяных денег.

«Пока мы не создадим полноценную стратегию помощи стойбищам, ничего не изменится. Сегодня нам временно нефтяники помогают, отписываются об этом. Но опять же, сегодня они помогли, хлеба дали, а завтра оленевод что будет есть?», сообщил Neft оленевод и общественник Ейко Сэротэтто.

За последние десятилетия численность северных оленей на Ямале сильно выросла. До трагедии насчитывалось около 760 тысяч голов. Региональные власти не раз пытались сократить поголовье и снизить давление на пастбища. Даже без экстремальных погодных явлений ситуация очень сложная — перевыпас оленей приводит к деградации пастбищ. Каждый год несколько тысяч животных погибает от голода.