Самое практичное из чудес света
Если бы вы жили в Риме примерно две тысячи лет назад, вокруг вас было бы много домов, по высоте сравнимых с нашими современными (относительно) «хрущевками». Разница в том, что они казались вам бы почти небоскребами, потому что большинство зданий не превышало пары этажей.
Тем сильнее вас поразил бы визит в Александрию, над которой возвышался 120-метровый маяк. Возможно, немногим меньше. Сохранилось несколько его подробных описаний, но абсолютно быть уверенными в высоте нельзя. Точно выше 100 метров, поэтому и по современным меркам он считался бы небоскребом.
Маяк не был самым высоким зданием своего времени. Все-таки недалеко возвышались чуть более высокие пирамиды. Но одно дело пирамиды — у них основание больше высоты. Совсем другое впечатление производит «игла», чье основание в 4 раза меньше высоты — всего 30 метров.
Среди семи чудес света — это единственное сооружение сугубо практического назначения, а не мемориального, религиозного или «развлекательного» как Висячие Сады. Видимо, в античности считали, что в этом топе есть лишь один подобный слот. Ведь так-то Маяк вытеснил из списка стены Вавилона. А более практичной функции в те времена, чем оборонительная, и вообразить трудно.
Греки на самом деле не были такими замечательными мореходами, которыми мы их представляем. Они были очень хороши и почти непобедимы в узких заливах и проливах между скалистых берегов многочисленных островов и полуостровов Эгейского моря. В других морях они зачастую терялись.
Найти Александрию на абсолютно одинаковом плоском берегу Египта им было сложно. Примерно они знали, куда плыть, но без ориентиров ошибки навигации могли достигать десятков километров. Казалось бы, ну промазал, ну проплыви вдоль берега, в чем проблема. Да только в тех местах было много скал, в том числе подводных.
Но почему город и Маяк появились именно в этом месте? Александр планировал, что основанный им город станет центром международной торговли, ведь он расположен возле пересечения путей из Африки, Азии и Европы. Логично было бы занять дельту Нила, но Александр, знатный фанбой Гомеровского цикла, основал город возле острова Фарос, который упоминался у Гомера. А на самом острове запланировали высокое строение для навигации, у которого еще не было названия.
Александр умер, так и не увидев город, но дело до конца довели его полководец Птолемей I и его сын Птолемей II (по прозвищу Калифорн... ой, простите, Филадельф). Название для сооружения так и не придумали, так что называли по острову, что перешло во множество языков и даже немного в русский.
Практическое значение Маяка долгое время продлевало ему «жизнь». Он стоял при Птолемеях, при римлянах, при Византии, при арабах. Полторы тысячи лет простоял, пока одно особо разрушительное землетрясение 14-го века окончательно не превратило его в руины. Хотя после предыдущих толчков арабы даже ремонтировали башню. Но к 15-му веку торговля и судоходство изменились уже до такой степени, что практичней было на месте Маяка из его остатков построить крепость.
P.S. Кстати, в истории замешаны и возможно древнейшие «роботы». На Маяке были установлены подвижные статуи-автоматоны. Одна статуя рукой всегда указывала на солнце, другая отбивала время, еще одна каким-то непонятным образом якобы предупреждала о приближении врагов.