«Я живу в игре, и это проблема». Интервью с комментатором Романом Нагучевым

Сообщения от игроков после репортажей, топовые истории про комментаторов и, конечно, много футбола

Роман Нагучев работает комментатором с 2008 года, сначала на «НТВ-Плюс», а сейчас на «Матч ТВ». За это время у него накопилось много крутых историй про коллег и футболистов, о которых мы его расспросили. Погнали!

— В октябре ты приходил на наш подкат «Самый соккер», где назвал свой топ-3 комментаторов «Матч ТВ» — Казанский, Генич, Кривохарченко. Если расширить топ, то на каком месте будешь ты?

— Неправильно оценивать свою работу, потому что мне-то кажется, что я ее делаю хорошо. Думаю, что я хороший комментатор, для кого-то интересный. Но насколько интересный, не могу судить, потому что никогда ни у кого об этом не спрашивал. Вот Денис Казанский в последние 3 года — это абсолютно сумасшедший уровень. Не недостижимый, а именно сумасшедший. Он набрал форму, у него сейчас карьера на взлете — YouTube, «Коммент.Шоу», где он хедлайнер. Плюс потрясающая реакция, потому что Денис — журналист. Это делает его лучше многих из нас в профессии. Лучше меня точно. Я очень редко проявляю себя как журналист, а Денис часто. И вообще он преподаватель русского языка и литературы, что делает его еще более крутым в моих глазах. Ден — мегатоп. Его смотреть такое же удовольствие, какое удовольствие было смотреть, например, Уткина, Розанова или Черданцева с Андроновым в девяностые. В современном мире медиа, русских медиа, это очень сложно — быть свободным. А Денису это удается. Вот почему он на первом месте.

Фото: nagutcheff / instagram.com
Фото: nagutcheff / instagram.com

— Ты сказал, что он набрал форму. А как это сделать комментатору?

— Я попытаюсь объяснить. Вот лакмусовая бумажка — это скучный матч. Если комментатор делает его еще скучнее, он не в форме. А когда ты не можешь переключить «Альмерия» — «Сарагоса», где 0:0 без моментов, 54 фола и неизвестные тебе игроки, это комментатор. Вот Ден так умеет, а я нет. Вернее, у меня нет стабильности. Бывает, что поймаю волну и есть адские матчи, в которых весело: я сам для себя нахожу интригу и веселюсь, и, наверное, это интересно кому-то. Но чаще всего я делаю скучные матчи еще скучнее. Я живу в игре, и это проблема. Комментатор, поскольку это телевидение, должен стремиться оставить зрителя у экрана вне зависимости от характера матча. Нельзя быть выше игры, но если она плохая, то ты единственный способ ее вывезти. Вот что такое комментатор в форме: ты делаешь любой матч крутым.

— А какие существуют способы вытащить скучную игру?

— Ты должен подготовить кучу историй, желательно адских. И если даже они не помогают, то тогда нужно придумать что-то, что вообще не имеет отношения к игре. Парень, который комментировал матч «Специи», использовал хороший ход [в январе матч «Торино» — «Специя» на «Телеспорте» комментировал Владислав Прусов. Во втором тайме он стал рассказывать рецепты блюд каждые 10 минут, пока команды не забьют. Игра закончилась 0:0]. Но если его использовать постоянно, ты станешь мемом и будут говорить: «Вывозит за счет одного и того же». Как Дружко. Ну вот если, например, сейчас вернуть то шоу, его сейчас уже никто не поймет, потому что он своим этим моментом... Забыл, как он там говорил…

— Необъяснимо, но факт?

— Да, необъяснимо, но факт. Этим уже никого не проймешь, потому что прошло время, плюс он еще тогда всем надоел. Так и здесь. Нельзя за счет одного и того же все время выезжать, а человеческие истории — это круто. У меня было несколько таких заготовок. И самая запоминающаяся пригодилась мне лет 7 или даже 8 назад на матче «Эрцгебирге Ауэ» — «Кельн». Там прям все совпало: Восточная Германия против Западной, полный стадион, файеры. Короче, супер. Но моментов вообще не было. Зато там было несколько чуваков. Одного из них звали Гвидо Кочер, а другого — Кевин Пеццони. Вот у Кевина Пеццони была смешная история. Короче, «Кельн» вылетел в 2012 году из Бундеслиги, а там должен был состояться традиционный весенний карнавал. Футболисты «Кельна» зачем-то на него пошли: естественно, их всех узнали. Фанаты стали обвинять Пеццони в чем-то, и они подрались, а на утро игрок увидел возле дома свой BMW сожженным дотла и разрисованным граффити. Тогда Кевин плюнул на все, перешел в «Эрцгебирге» и играл против «Кельна» как раз. Это первый. А второй — Гвидо Кочер. Во время выступления за «Бабельсберг» он с друзьями ограбил казино в Берлине. И фишка в том, что Кочер — единственный, кого не посадили, потому что он, по слухам, всех сдал. Ему дали 3,5 года условно, и он играл в футбол, тренировался, отмечался где-то, а одного из его друзей, Сюлеймана Коча, посадили, как положено. Но при этом Коч выступал потом еще в первой Бундеслиге, и, выйдя из тюрьмы, через какое-то время забил гол. Вот ты же сейчас слушаешь, тебе интересно?

— Да.

— Вот и зрителю интересно. Зритель, пока не дослушает историю, не переключит. Так работает вторая Бундеслига, например. Ее смотрели, там было много крутого: это чемпионат историй и жизненных, и немыслимых для современного футбола. Везде есть, за что зацепиться.

— Какие отзывы о своей работе ты получаешь?

— Фидбэк есть разный. Говорят, ты там ###### [надоел] своими Бундеслигами. Есть, кто говорит, что вечно ты рассказываешь какие-то истории. Другие говорят: «Хорош гонять мяч, рассказывай истории». Я довольно ровно отношусь ко всему этому, потому что это неизбежно. Нельзя всем нравиться. Колбаса тоже не всем нравится.

— Какой самый приятный комментарий ты получал после своей работы?

— Ну их много. Мне приятно, когда пишут: «Роман, я раньше не любил Бундеслигу, а потом я посмотрел с вами какой-то матч, решил поизучать, и оказалось, что она тоже крутая, и теперь не понимаю людей, которые делят чемпионаты на интересные или неинтересные». Мне приятно, когда тренеры отмечают работу. Например, в 2016 году, это странно прозвучит, но это так, я консультировал «Ростов» перед «Баварией». Первый матч они проиграли 0:5, и вряд ли это моя «заслуга», потому что «Бавария» сама по себе была очень сильной. А вот второй [победа ростовчан 3:2] можно занести прям в актив. Я сделал записи с составом «Баварии» со всеми возможными заменами и маневрами каждого игрока в определенный момент времени. Я не тренер, но постарался все свои наблюдения перенести на бумагу, и потом, когда матч закончился, Владимир Палыч [Кулаев, один из тренеров «Ростова» на тот момент] мне написал, потом позвонил на следующий день, и это было очень приятно. Он сказал: «Роман, теперь этот успех мы должны разделить с тобой, спасибо огромное». Такие вещи запоминаются. Если тренеры с тобой советуются, твоя работа что-то значит.

Фото: nagutcheff / instagram.com
Фото: nagutcheff / instagram.com

— А как ты вообще начал работать на Бундеслиге?

— Да никак. Я не выделял ее среди других чемпионатов. Я болею за «Аякс», но за всем футболом слежу одинаково. Нет такого, что люблю чемпионат Голландии больше, чем Англию. Это придумывают болельщики, которые смотрят АПЛ и говорят, что Бундеслига — говно или, наоборот, что Бундеслига — супер. Нет, мне нравится любой футбол. Для меня футбол сам по себе — это игра в мяч ногами. Первые годы работы на «НТВ-Плюс» комментировал Испанию, Голландию. И еврокубки: какую-то мелочь типа «Стяуа» — «Твенте», то, что почти никто не посмотрит. И летом 2009 года Вася [Уткин] сказал: «Пришло время тебе определиться с чемпионатом. Ты будешь комментировать Бундеслигу».

— То есть, это он определил?

— Да. А на Бундеслиге тогда работали три с половиной человека — Андронов, Дементьев, Мельников и еще очень мало матчей было у Андрюхи Родионова, потому что он параллельно совмещал это с работой на радио «Коммерсантъ». И все, я стал комментировать. «Байер» — «Вольфсбург» была первая игра, по-моему.

— «Бавария» в восьмой раз подряд выиграла чемпионат. Наверняка сделает это в девятый. Тебе не скучно от этого?

— Нет, а почему? Это же сезон. Почему должно быть скучно? Это просто происходит.

— Многим нравится, когда разные чемпионы. Как в Англии.

— В Англии был постоянно один и тот же чемпион — «Манчестер Юнайтед». И все равно это был очень популярный чемпионат. Не от этого зависит. Рано или поздно подтянутся все остальные, тем более пандемия немножечко прибрала возможности «Баварии», как кажется.

— В 2020-м Флик выиграл все трофеи, но ФИФА признала тренером года Клоппа. Справедливо?

— Вполне. Потому что это очень такой эксклюзивный сезон. Во-первых, «Ливерпуль» стал чемпионом впервые за 30 лет, а во-вторых, «Бавария» есть «Бавария». Когда ты выигрываешь вот так сезон, то очевидно, что была проделана определенная работа тренера. Но все же роль игроков превалирует, потому что нельзя выиграть все матчи по лекалам тренера. Он не может подготовить команду к победе над «Барселоной» 8:2. Это могут сделать только игроки. И поэтому успех Клоппа более весом: он взял АПЛ спустя 30 лет, да еще и после победы в Лиге чемпионов. «Ливерпуль» с запасом выиграл Премьер-лигу у Гвардиолы, «Челси», «Манчестер Юнайтед» в самом энергозатратном, самом бешеном чемпионате. И мне кажется, что это справедливо. Просто потому, что это историческое достижение. Но это не значит, что Ханси Флик должен намного отстать. Возможно, повлияло на решение то, что он не с самого начала тренировал мюнхенский клуб. Но в остальном я думаю, что это справедливо, потому что в «Баварии» все же важнее игроки, чем тренер. И так всегда было.

Фото: nagutcheff / instagram.com
Фото: nagutcheff / instagram.com

— Как думаешь, в этом году у «Баварии» получится снова выиграть Лигу чемпионов?

— Нет. Выиграет «Манчестер Сити», если продолжит так играть. Это восхитительно и при этом ужасно: если ты соперник «Сити», то тебе не отдадут мяч. То есть, тебе не дадут играть в футбол. Уровень превосходства, который граничит с унижением. И в этом настоящая сила одной команды по отношению к другой. Когда ты смотришь на кого-то и думаешь: «Вот они точно сегодня выиграют». Ты не удивишься, если они победят, даже если 5:0, настолько сильный коллектив. Ненавижу такие команды. Слово «ненавижу» в том смысле, что ты понимаешь, чем все закончится в итоге, как фильм, который уже видел много раз. Такой: «Блин, опять». Или режиссеры, фильмы которых ты смотрел. Найт Шьямалан. Ты знаешь, что там будет. Там будет какая-то дичь адская. И в конце выяснится, что все гораздо проще или завершится ничем.

— А какие команды тебе нравятся?

— Мне нравятся команды, которые тоже дают играть в футбол. Мне очень нравился «Реал» Дель Боске. Ты садился смотреть его и знал, что они сейчас забьют, пропустят, наверное, может даже 3 пропустят, потом отыграются. Мне нравится, когда игру показывают обе команды, и при этом они не лишены стиля. Это как-то возвращает тебя в футбол, когда не было еще очень богатых грандов. Когда «ПСЖ» мог взять Кубок обладателей кубков, например. Но это «ПСЖ» не вот этот, а тот, который мог легко проиграть и «Бекешчабе» какой-нибудь. Или «Мальорка», финалист Кубка Кубков. Ты можешь разглядеть какую-то новую звезду или просто тебе нравится, как играют команды. Или там есть безумцы типа Карлоса Роа. Мне еще нравилась «Барселона» Гвардиолы. Она давала играть, просто никто не мог воспользоваться. «Не хотите? Тогда мы сами будем». Финал Лиги чемпионов 2011 года — это сумасшедший футбол. 10 лет прошло, но если сейчас его пересмотреть — очень круто. Такое эстетическое удовольствие, высокие скорости, шикарная командная и индивидуальная работа. При том «Манчестер Юнайтед» тоже атаковал. То есть, не было такого, что это был матч в одну калитку. Просто одна команда играла гораздо лучше другой. Мне нравится, когда дают хотя бы немножечко играть другим. Вот и все.

— Вернемся к тебе. В одном интервью ты рассказывал, что комментировал матч в трусах из-за жары. В другой раз ты уснул на 7 минут и, как сам сказал, таких историй еще миллион, хватило бы на книгу.

— Ну конечно. У каждого комментатора. У нас было принято после программы «Футбольный клуб» отмечать. Но вечер пятницы — это же не выходной, есть еще матчи, и поэтому иногда мы шли комментировать уже изрядно отметившими за столом. И иногда это рождало какие-то очень смешные вещи. В 2008 году мы решили отомстить Алексею Андронову за Кирилла Дементьева. Однажды после какой-то вечеринки Андронов пришел к нему на репортаж и стал смешить, чтобы Дементьев засмеялся в эфире: скакал по аппаратной, прыгал, но ничего не говорил. Кирилл смотрел на него, нужно было комментировать, а Леха загораживал ему экран, размахивал руками. И выглядело это весьма странно для постороннего человека. Но поскольку они дружат, то друг друга подкалывают. И вот у нас была вечеринка в 2008 году. Вдруг Дементьев говорит: «Там Леха Андронов комментирует! Пойдемте ему мстить». А на дворе пятница, значит, что это Бундеслига. Она начинается в 22:30, соответственно, в 11 вечера или в половине 12-го мы пошли. А тогда на «НТВ-Плюс» была программа «Продленка», и реквизит для нее был в комнате 8-16 [комната комментаторов в Останкино]. Там лежали плюшевый телевизор, клоунские галстуки, носы, парики. И мы решили, что идти с пустыми руками в аппаратную к Алексею будет неправильно, поэтому нарядились в эти вещи. Денис Казанский надел телевизор, я — длинный галстук, Миша Поленов — ветровку с вертикальными голубыми полосками, и мы двинули к Андронову. Леха сидит в аппаратной, у него «Нюрнберг» — «Байер», и заходит толпа людей, человек двадцать. Мы начинаем петь песни, Дементьев стал отключать ему гарнитуру. В итоге Андронов психанул: «Вы что?! Вы одурели, что ли? Вы что творите, ##### [блин]?! Че вы сюда вообще пришли?». И Дементьев такой: «А помнишь, как ты год назад ко мне пришел? Вот теперь мы тебе решили отомстить!». А он: «Вы что, дураки?». Это был исторический день, очень весело. И я подозреваю, что у охранников «Останкино» есть, может быть, даже какая-то видеоподборка сумасшедших комментаторов, которые время от времени ведут себя неадекватно в коридоре. И толпа этих ряженых, которая выходит из 8-16 и идет в аппаратную к Андронову, а потом возвращается с песнями и барабанами — смешно.

— У тебя есть любимая история о коллегах? Над чем больше всего смеялся?

— Да много таких на самом деле. Но самая смешная история случилась с Геничем, мы угараем над ней. Костя не знал английского языка вообще и купил себе билет в Валенсию. А раньше можно было отправлять сообщения с компа, с простого номера. Ни у кого тогда не было айфонов и ничего такого. Генич подал документы, а Денис Казанский и Михаил Поленов решили подшутить и прислали ему письмо на телефон, как будто это виза. Они тарабарщину какую-то написали на английском языке, а в конце добавили 5 слов «Triangle squire adopted expedia collapsed» и отправили. И сидит на работе Костя, ему приходит сообщение. Он спрашивает: «Что это? Наверное, визу одобрили». Но надо понять, да или нет. Если одобрили, надо покупать билеты на матч. И вот он ходит, беспокоится. А рядом Катя Кирильчева, которая переводчик по образованию. Он ей показывает: «Кать, а что это?». А она куда-то торопится, сюжет делает или что-то такое. Отвечает: «Да дали, наверное». И все, он довольный заказал себе билет. А в итоге визу ему не дали. Генич позвонил и сказал: «А когда забирать визу?». Ему говорят: «Ну а вам не дали. Приезжайте за паспортом». Он: «Как не дали? Вот же, вы же прислали мне Triangle squire adopted...». Потом выяснилось, что это Поленов и Казанский. А он из-за них купил билет и потерял деньги. Возможно, я где-то напутал детали, но суть передал верно. Но «Triangle squire adopted» — это мем, которому почти 15 лет.

Фото: nagutcheff / instagram.com
Фото: nagutcheff / instagram.com

— Похоже, времена «НТВ-Плюс» были веселее, чем времена «Матч ТВ». Почему?

— Ну это как-то совпало с тем, что мы выросли. Если раньше можно было даже во время вечеринки пойти покомментировать, а затем вернуться на нее обратно, то сейчас это невозможно. Во-первых, больше аудитория, а во-вторых, ты просто повзрослел, и это уже не так интересно. Это уже не челлендж, как было раньше. Да и в этом больше нет необходимости. Ты хочешь расти, хочешь в этой профессии чего-то добиться, хочешь быть интересным. Невозможно быть интересным, если у тебя заплетается язык или ты ничего не помнишь из репортажа. И, естественно, требования к себе тоже выросли не только профессиональные, но и бытовые, поэтому хочется быть в тонусе. Единственное, что, может быть, отличает «НТВ-Плюс» от «Матч ТВ» — это время. То есть, «НТВ-Плюс» — это время, когда было больше свободы в принципе у людей. Они делали всякую дичь, и это было нормально. Можно было все, что даже немного романтично. Сейчас стало больше формальностей, юридических ограничений. И ты уже так задумываешься, можно это или нельзя. Англицизмов это не касается. Слова из четвертого столбика мы и на «НТВ-Плюс» особо не использовали. Поэтому мы увидели этот документ, ну и увидели. А люди все: «Ааа, какой же кошмар!». Никто же не задумывался, что мы слова «дэф» или «ассист» не используем ни в речи, ни в репортаже.

— Ты написал, что это даже не запретительный, а разрешительный список.

— Конечно. Если бы он был запретительным, то там нужно было все запретить, но англицизмы же есть и в других столбиках, их почему-то можно употреблять. А вот эти вот «дэф» и «реф» — это же даже не англицизмы. Это жаргон. Если мы будем разговаривать языком подворотен, то какие мы тогда комментаторы? Или вообще, какие же мы журналисты? Мне кажется, уровень моего образования достаточен, чтобы использовать вместо слова «реф» синонимы. Или «cover shadow»: мне даже не приходило в голову, что это. При этом я говорил некоторые англицизмы, и мне ничего не было за это.

— И снова про подкаст. Из него я знаю, что ты комментировал скачки. На каком виде спорта ты хотел бы работать, кроме футбола? И что еще было в твоей профессии?

— Были мини-футбол, пляжный. Я комментировал почти все разновидности, кроме футбола для незрячих на Паралимпиаде. А все остальные футболы я работал. Хотел бы комментировать хоккей на траве или лакросс.

— Почему?

— Ну они прикольные. Мне кажется, что я бы в них легко разобрался. Я смотрел лакросс, когда у меня только появилась тарелка «НТВ-Плюс» в 2007 году. Это какой-то очень загадочный вид спорта: в нем бывают неожиданно красивые голы и передачи. Я заинтересовался, смотрел какое-то время. И хоккей на траве тоже, потому что он такой аутентичный. Я почему-то смотрю на какой-то вид спорта и думаю: «Там очень хорошие люди. Хотел бы узнать их поближе». Например, гандбол я комментировал целых 8 лет и там узнал людей очень близко. Мы до сих пор общаемся с некоторыми из них. Это хорошие, интересные и открытые люди. Я полюбил гандбол, потому что стал комментировать, а не наоборот, как с футболом.

Фото: nagutcheff / instagram.com
Фото: nagutcheff / instagram.com

— А из действующих футболистов ты знаком с кем-то близко?

— С Олегом Ивановым, Илюхой Жигулевым, Ваней Игнатьевым. Но с Ваней не близко, мы просто общаемся, он очень милый, хоть и сложный человек. С Матвеем Сафоновым иногда переписываемся. С Димой Скопинцевым мы очень давно знакомы, еще с тех пор, когда он был в «Лейпциге». Недавно виделись, и он мне говорит: «Брат, пиши мне, пожалуйста. Так скучаю, что ты мне не пишешь». Я говорю: «А может, у тебя тренировка, а я тебя буду отвлекать». «Не-не, я так хочу с тобой потусить». Некоторые игроки, а они сейчас очень внимательно смотрят футбол, знают комментаторов. И нет проблем позвонить и сказать: «Как дела?». И тебе ответят. А не то, что было еще 10 лет назад, когда футболисты ходили с задранными носами и ни с кем не общались в микст-зоне. Футбол изменился немного, это очень хорошо. Наш, по крайней мере, точно. Он стал более уютный, а клубы развивают соцсети, чтобы быть поближе к болельщикам. Поэтому стадионы уже не пустые, РПЛ ждут. И в целом, это действительно такая приятная вещь. Если бы 10 лет назад наш чемпионат был такой же по атмосфере, как сейчас, он стал бы супертоповым. У нас были звезды, более высокий уровень, а еще были бы полные трибуны с соответствующим маркетинговым наполнением. Тогда был хороший футбол, но мы не понимали, как развивать это. Теперь мы знаем, только игра у нас не очень пока. И вот когда это все совпадет, чемпионат России будет одним из самых интересных в Европе — 100 процентов.

— У футболистов бывают вопросы после твоих высказываний? Тебе пишут после игр?

— Да, у меня была крутейшая история. Я комментировал «Урал» — «Арсенал». Тула выиграла 3:1, тогда Бикфалви забил очень красивый гол через себя. Короче, на поле был Анри Хагуш. Я сказал, что этот Анри не такой техничный, как француз, но у него есть другие крутые качества. Он, например, боец, никогда не уступит, всегда доработает эпизод до конца, но не техничный. Мы с Анри тоже общаемся, и он мне написал после игры: «Ты че меня нетехничным назвал? Я очень техничный! Тебе че, финты прислать? Прислать тебе финты?». Я говорю: «Не хотел тебя обидеть, ты же понимаешь». Он отвечает: «Да не, я все понимаю, брат, ты чего». У меня была еще более смешная история. Она связана с Романом Герусом, вратарем «Амкара». Это было где-то лет 6 назад, может быть, даже больше. Я комментировал матч «Боруссия» Дортмунд — «Бавария», а потом «Амкар» с кем-то. И Роман Герус был тогда чемпионом России по ударам в аут просто отовсюду: он выбивал мяч и мимо своих, и мимо чужих. Притом вратарь очень хороший, но ногами играл плохо. И в один момент Хаби Алонсо в матче с «Боруссией» просто взял и сделал пас на 70 метров в аут. Несвойственная история для него. Я сказал: «На секунду в Хаби Алонсо вселился Роман Герус». И как произнес это, так и забыл. А потом я приезжаю в Пермь, там меня в подтрибунке ловит Герус и спрашивает: «Ты че там про меня сказал?». Я говорю: «Ром, ну я же пошутил. Чего ты сразу?». Он отвечает: «Да не, я понимаю, просто так вышло, что мы всей командой эту игру смотрели. Ты это сказал, и теперь меня травят всю неделю. Говорят, что я Хаби Алонсо». Вот такая история. Да, футболисты слушают и смотрят очень внимательно.

— Тебе сейчас 34 года. Можешь представить, что будешь комментировать до 50 и дальше?

— Вполне возможно, но я бы хотел, чтобы у этого было что-то еще. Я не хочу только комментировать. Это очень скучно жить одним и тем же много лет, даже если это что-то суперинтересное. Приведу пример. Илон Маск. Он же может вообще ничего не делать, забрать свою долю из компании. Но время от времени знаешь, что он делает? Пишет в Twitter всякую чушь. А знаешь, зачем он это делает? Это меняет котировки на бирже. Как-то он сказал, что Twitter — самая крутая соцсеть, и акции компании выросли на 10 процентов. Он развлекается, но в этом есть некая польза. Он живет, делает все параллельно, ему все интересно и весело. Ракету запустить? Пожалуйста. Какую-нибудь дурь исполнить? Пожалуйста. Пока мы живем, мы должны делать все, что успеваем. Это правильно. Знаешь, лучше всего это сформулировал Галицкий: «Я все потрачу при жизни, потому что, представь себе, что я послезавтра умру. А у меня на счету несколько миллиардов долларов. Это же отвратительная смерть». Кстати, как-то года три назад мы с ним играли, кто первый ошибется в заявке сборной Голландии 78 года. Он ошибся, я выиграл. Назвал Эрни Брандтса, а Галицкий сказал: «А его не было в заявке». Я говорю: «Как не было? Он итальянцам забил». Он отвечает: «Нет, итальянцам забил Ари Хан». Я говорю: «Нет, не только». Мы начали гуглить, а с нами сидел Розанов. Он говорит: «Сергей Николаевич, вы не с тем спорите». В итоге я выиграл.

— Это была игра на интерес?

— Да, но я бы рассмотрел предложения (смеется). Так вот, перефразируя Галицкого, представь, что у меня есть жизнь, я через какое-то время умру, но потрачу ее на одно и то же. Даже самое интересное, но все равно одно и то же. А как же попробовать еще что-то? Вот я хочу потратить себя при жизни на всякую ##### [фигню], ну мне хочется. А вдруг все говорят, что это фигня, а для меня окажется нет. Вот почему я думаю, что нужно попробовать все. Да, мне нравится комментировать, но я делаю это почти 15 лет. И я понимаю людей, как Василий Уткин, который в эту профессию не хочет возвращаться. Потому что он знает, что в ней всего достиг. А я не всего достиг, поэтому могу себе представить, что долго буду этим заниматься. Но вот Вася нашел себя в другом, он очень органичен в этой роли блогера. И год назад мы с ним обсуждали, что нужно пробовать что-то еще. Я говорю: «Ну тебе легко, ты Василий Уткин. Ты сейчас откроешь шаурмичную, и туда будет очередь, потому что она называется “Василий Уткин”. Все знают, кто хозяин, всем в кайф взять шаурму от Василия Уткина, и так далее. А вот на Романа Нагучева всем ####### [все равно] вообще, кто это такой. И поэтому мне каждый раз немного страшно делать что-то новое. Вот в чем разница». Он отвечает: «Так я и раньше боялся. Я и раньше был Василием Уткиным, но мне все равно было страшно. Надо просто это делать». Я по телефону не очень люблю говорить, но мы болтали где-то час, был очень теплый и милый разговор двух друзей, за который я Васе благодарен. Мне было очень приятно, что он дал мне несколько советов, еще напихал за что-то. Уже не помню, за что. Но это Вася (смеется).

— До сих продолжает?

— Ну это можно и нужно делать. Потому что он имеет на это право. И для чего нужны друзья? Чтобы тебя только хвалить? Тогда неинтересно.

Фото: nagutcheff / instagram.com
Фото: nagutcheff / instagram.com

— Как думаешь, он вернется комментировать?

— Я думаю, что может. Мы же понимаем, что есть мало комментаторов, ради которых включают телевизор. В основном ради матчей, но вот Василий Уткин — это голос, ради которого включают эфиры. И я думаю, что если у него будет соответствующее предложение, интерес, возможно, условия какие-то внешние, то он вернется [интервью записано до того, как стало известно, что Уткин прокомментирует матч Словакия — Россия на «Телеспорте»].

— Не могу тебя не спросить о Юрии Розанове. Каким ты запомнил его?

— Трудно уместить в одном ответе, кто был Розанов для каждого из комментаторов. Он так жил, что своей жизнью постоянно давал нам пример. В нем никогда не было какого-то занудства или назидания. Я называл его только Юрочка. Или Юра. Как-то вот повелось. Я испытывал самые теплые чувства к нему. Это всегда был диалог на равных, даже несмотря на то, что мы были, допустим, начинающими комментаторами, а он уже был суперзвездой. Всегда на равных. Наверное, это главное качество, которое Юру отличало. И поэтому создавалось ощущение, возможно, и ложное, что у тебя тоже может получиться. Потому, что, если мэтры общаются с тобой на равных, то, наверное, это тоже что-то значит, хотя ты толком еще ничего не достиг. Просто ну он был таким… добрым. Был человеком, на которого всегда можно положиться и которого ты тоже не хотел бы подвести. И, конечно, миллион советов, которыми мы пользуемся или нет, но держим в голове. Сейчас каждый, кто знал и работал с ним, не сговариваясь с другими, отвечает, что у нас умер друг.

Автор: Миша Целиков