На пороге «звездных войн». Почему Россия предлагает заключить новый договор по космосу?
В преддверии Дня космонавтики глава МИД РФ Сергей Лавров предложил заключить международный договор, который мог бы предотвратить гонку вооружений в космосе. В последние годы Россия, Китай и США только усиливали конкуренцию за космическое пространство. Неужели «звездные войны» рискуют превратиться из развлекательной кинофраншизы в суровую реальность? Разбираемся.
Что сказал Лавров?
Глава МИД предложил заключить международное соглашение, запрещающее размещать оружие в космосе. По словам Лаврова, это необходимо для того, чтобы предотвратить космическую гонку вооружений.
«Только гарантированное предотвращение гонки вооружений в космосе позволит обеспечить возможность его использования в созидательных целях, на благо всего человечества. Выступаем за начало переговоров по разработке международного юридически обязывающего инструмента, запрещающего размещение там любых видов вооружений, а также применение силы или угрозы силой».
За основу договора Лавров предложил взять российско-китайский проект, который Москва и Пекин внесли на рассмотрение на Женевской Конференции по разоружению в 2014 году. На время переговоров он призвал другие страны принять инициативу России и взять на себя политическое обязательство не размещать оружие в космосе.
В космосе можно размещать оружие?
Да, но ограниченно. В 1967 году СССР, США и Великобритания заключили Договор о космосе, к которому затем присоединились другие государства. Он запрещает размещать оружие массового уничтожения на орбите Земли, Луне и других небесных телах, а также испытывать там оружие, проводить военные маневры и размещать базы.
При этом договор никак не затрагивает вопрос о размещении в космосе обычных вооружений — боевых лазеров, систем противоракетной обороны (ПРО), электромагнитного оружия и т.д. Именно этот пробел вызывает разногласия между мировыми державами.
Насколько близка космическая гонка вооружений?
До сих пор страны выводили на орбиту лишь небоевые объекты, вроде разведывательных спутников, систем навигации и целеуказания и т.д. Однако в 2010-х годах США, Китай и Россия активно начали формировать космические силы и разрабатывать технологии для войны за пределами земли — в перспективе это может вылиться в милитаризацию космоса и положить начало новой гонке вооружений.
• В 2019 году Пентагон выпустил обзор политики США в области противоракетной обороны, в котором предлагалось вывести часть национальной системы ПРО в космическое пространство. Речь шла о размещении на орбите системы сенсоров и перехватчиков ракет. В том же году Дональд Трамп учредил космические силы.
• Позже США представили национальную стратегию, где признали космос потенциальным местом боевых действий. Этот документ призван обеспечить военное превосходство США в космосе. Вашингтон обосновал свои планы угрозами со стороны России и Китая.
• Пекин делает ставку на противоспутниковые системы. В 2007 году Китай впервые запустил ракету SC-19 с кинетическим перехватчиком, уничтожив свой старый метеорологический спутник. В 2014 году Пекин испытал противоспутниковую ракету Дун Нэн-3.
• Подобное оружие, очевидно, есть и у России. В прошлом году Вашингтон несколько раз обвинял Москву в испытании противоспутниковых систем. По версии американцев, в июле она вывела на орбиту спутник-инспектор «Космос-2543», от которого позже отделился некий объект «с военными характеристиками». В декабре Пентагон заявил, что Россия испытала противоспутниковую ракету.
• Вести огонь по спутникам могут и другие наземные вооружения России. Главком ВКС РФ Сергей Суровикин в интервью газете «Красная звезда» упоминал, что разрабатываемые ЗРК С-500 способны сбивать низкоорбитальные спутники и космические средства поражения. Американские эксперты считают, что российский лазерный комплекс «Пересвет» также может ослеплять разведывательные спутники.
Неужели никто не пытался исправить это?
Закрыть пробелы в международном космическом праве был призван проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК) — именно его упоминал Лавров. Авторами ДПРОК выступили Россия и Китай. По замыслу это должен был быть многосторонний договор, предусматривающий запрет на размещение в космосе любого оружия и совершение силовых действий против космических объектов.
• Впервые Россия и Китай вынесли его на рассмотрение Конференции по разоружению в 2008 году, а в 2014 представили обновленный вариант. Однако США и другие западные страны раскритиковали оба предложения. Главным камнем преткновения стал вопрос о противоспутниковых системах наземного базирования — США выступили за включение их в договор, тогда как активно разрабатывающие их Россия и Китая считают это излишним.
• Мягкой альтернативой ДПРОК стала российская инициатива о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК — Лавров также говорил о ней). Она зародилась еще в 2004 году, когда Россия взяла на себя одностороннее политическое обязательство не выводить первой оружие на орбиту.
• Позже НПОК приобрела международный характер. Другие страны присоединяются к ней, фиксируя политическое обязательство в совместных заявлениях с Россией. Инициатива уже охватывает страны ОДКБ, Бразилию, Пакистан, Венесуэлу и другие государства. Одной из последних к ней присоединилась Сьерра-Леоне.
• На сайте МИД указано, что присоединение к НПОК всех стран мира сделало бы нецелесообразной разработку космических систем вооружений. Однако до сих пор она привлекала только государства без собственных космических программ. В инициативе не участвуют ни США, ни европейские страны, ни даже Китай, который неоднократно поддерживал ее.