naipo.de/unsplash.com
naipo.de/unsplash.com

ЕС решил отключить российские банки от SWIFT. Что это вообще такое?

Отвечаем на главные вопросы о финансовой системе, которой мы можем лишиться

28 февраля российские банки начнут отключать от системы передачи информации и совершения платежей SWIFT из-за военной операции вооруженных сил РФ на Украине. Этот вопрос витал в воздухе с 2014 года — западные страны заговорили о нем на фоне присоединения Крыма к России. Однако прийти к согласию им удалось лишь восемь лет спустя, после очередного обострения украинского кризиса. А зачем вообще отключать Россию от SWIFT? Что представляет из себя эта система? И как новые санкции отразятся на жизни простых россиян? Объясняем.

Что такое SWIFT?

SWIFT — это международная система по передаче платежей и финансовой информации. Банки пользуются ею для быстрого перевода средств и обмена конфиденциальными данными. Если российский гражданин или компания делают банковский перевод за рубеж, то на другой стороне его получают именно благодаря SWIFT.

Система находится в Брюсселе и подчиняется бельгийским законам. К ней подключены почти 12 тыс. банков, включая около 400 российских. В среднем ее участники ежедневно обмениваются 30 млн сообщениями. Россия входит в тройку лидеров по числу транзакций.

Почему российские банки от него отключают?

ЕС принял такое решение из-за начала спецоперации российских военных на Украине. Европейцы тянули с ним до последнего — мешала позиция Германии и ряда других стран объединения. Однако после обострения украинского кризиса они все-таки сумели достичь консенсуса.

Отключать от SWIFT планируют не всю Россию, а только некоторые банки. Власти ЕС упоминали подсанкционные организации, однако их точный список еще неизвестен. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель объяснил это необходимостью нанести «максимальный ущерб» финансовой системе России, но при этом дать ей функционировать.

Еще одним мотивом ЕС может быть желание сохранить возможности для расчета с Москвой за энергоресурсы. В случае полного отключения России от SWIFT делать это будет крайне непросто.

Кого-то уже отключали от SWIFT?

В 2012 году от системы отключили иранские банки. Технически решение принимала сама SWIFT, но фактически это произошло из-за санкций Запада. Спустя год после заключения ядерной сделки в 2016 году Тегерану вернули к ней доступ, но с выходом из соглашения Вашингтона 2018 году его снова отключили.

В 2017 году SWIFT приостановила обслуживание северокорейских банков. Компании пришлось сделать это после того, как ООН обвинила ее в нарушении резолюции Совбеза о международных санкциях — SWIFT продолжала работать с КНДР, несмотря на жесточайшие ограничения.

И что будет теперь?

Санкции затронут лишь отдельные банки, поэтому высока вероятность, что Москва сможет обойтись сравнительно малой кровью. Сценарий с полным отключением ударил бы по российской экономике значительно сильнее — это перекрыло бы значительную часть возможностей России по торговле с миром.

В нашем случае от международной платежной инфраструктуры отрежут только отдельные финансовые организации. Они все еще смогут обмениваться информацией другими путями — например, транзитом через финансовые системы дружественных стран, факс или телетайп. Однако все варианты будут значительно дороже и медленнее, чем SWIFT.

На какие альтернативы может перейти Россия?

Российские СПФС и СБП можно связать с финансовыми системами других государств — например, с китайским CIPS или иранским SEPAM. В 2019 году Москва, Пекин и Нью-Дели уже заявляли о планах объединить свои системы передачи финансовой информации, создав собственный международный аналог SWIFT.

Еще один вариант — переключиться на использование новых технологий, вроде блокчейн-платформ и цифровых валют, которые позволят банкам спокойно обходиться без SWIFT. Этот путь может оказаться сложнее, ведь в таком случае банковской системе придется пройти сложный период адаптации к новым условиям.

Как это отразится на обычных людях?

Отключение от SWIFT в любом случае больно ударит по экономике России. Самым явным последствием будет девальвация рубля. Доходы экспортеров упадут из-за удорожания финансовых транзакций. А замедление международных платежей скажется на компаниях, которые импортируют в Россию свою продукцию. В конечном итоге все это выльется в задержки поставок, повсеместный рост цен и, возможно, образование дефицита ряда товаров.

При этом на внутренние платежи санкции почти никак не повлияют. У России есть собственная инфраструктура межбанковских переводов — Система передачи финансовых сообщений (СПФС) и Система быстрых платежей (СБП), которые представляют собой внутренний аналог SWIFT.

━━━━━

Виталий Рюмшин