Adam Wilson/Unsplash
Adam Wilson/Unsplash

Разъединенное королевство: Шотландия хочет провести второй референдум о независимости

В 2014 году сторонники независимости потерпели поражение, но сейчас у них есть все шансы взять реванш

6 мая в Шотландии пройдут местные выборы в парламент. Их фаворит — Шотландская национальная партия (ШНП), которая обещает провести второй референдум о выходе из состава Великобритании. В пользу националистов играют Brexit и COVID-19, однако Лондон не намерен давать им второго шанса.

Почему ШНП требует повторного референдума?

Вопрос о втором референдуме стал закономерным итогом выхода Великобритании из ЕС. Эдинбург не поддержал инициативу Лондона, а на референдуме за статус-кво проголосовали 62% шотландцев.

Сразу же после голосования первый министр Шотландии и глава ШНП Никола Стёрджен заявила, что его результаты дают Эдинбургу право провести повторный референдум о независимости. Теперь шотландское правительство винит Brexit и Лондон во всех экономических трудностях.

Первой жертвой Brexit стал морской промысел — появление новой таможенной границы сильно затруднило экспорт морепродуктов в ЕС и привело к убыткам производителей. В феврале шотландское правительство оценило, что из-за Brexit отрасль теряет по £1 млн в день.

Пострадали и шотландские фермеры. Они оказались отрезаны от европейских субсидий, которые приходили им в рамках единой сельскохозяйственной политики ЕС.

Министр финансов Шотландии Фиона Хислоп уверена, что независимость сможет устранить негативные эффекты от Brexit — только так Эдинбург сможет вернуться в ЕС и остаться частью рынка, который в семь раз превышает рынок Соединенного Королевства.

Впрочем, прогнозы экспертов Лондонской школы экономики и городского университета Гонконга не столь оптимистичны. Они считают, что разрыв с Великобританией ударит по Шотландии в два-три раза сильнее, чем Brexit — он будет стоить автономии £11 трлн в год, а ее экономика рискует сократиться на 6,3-8,7%.

Какие перспективы у сторонников независимости?

За 2020 год позиции националистов значительно укрепились. Растущими рейтингами они обязаны, как ни странно, пандемии COVID-19. Эпидемиологическая ситуация в Шотландии значительно лучше, чем в остальной стране. Шотландцы считают, что это заслуга правительства Стёрджен — ее работу одобряют более половины населения, тогда как действия премьер-министра Бориса Джонсона они рассматривают преимущественно в негативном ключе.

Сейчас ШНП занимает 63 из 129 мест в парламенте — для большинства ей не хватает всего двух кресел. По данным издания The Scotsman, ее рейтинг колеблется в районе 45% — это значит, что у партии есть все шансы получить заветные 65 мест и самостоятельно инициировать референдум.

ШНП сможет протолкнуть вопрос о референдуме, даже если не получит абсолютного большинства. В этом ей могут помочь «Зеленые» и «Альба» — обе партии также выступают за независимость Шотландии.

В пользу независимости склоняются (не без колебаний) и обычные шотландцы. Если в 2014 году за выход из Соединенного королевства проголосовали 44,7% , то в 2020 году их число доходило до 54%. Журнал New Statesman указывает, что сейчас общественное мнение разделилось примерно поровну.

Значит, у них может все получиться?

Не факт. Для того, чтобы довести дело до конца, сторонникам независимости недостаточно просто выиграть выборы. Для этого им требуется еще и санкция из Лондона.

Согласно закону о шотландской автономии от 1998 года, референдум о независимости должны одобрить британское правительство и парламент. Так произошло в случае с первым голосованием: в 2012 году премьер-министр Джеймс Кэмерон заключил с шотландскими властями Эдинбургское соглашение, которое и стало юридическим основанием для проведения референдума.

Борис Джонсон выступает категорически против повторного референдума. По мнению британского премьера, такие вопросы должны решаться «раз в поколение» — и нынешнее поколение шотландцев уже воспользовалось своей возможностью. При этом он ссылается на одно из положений Эдинбургского договора, которое гласит, что в случае провала шотландские власти обязывались отложить вопрос о независимости в обозримом будущем.

ШНП тоже не желает сдаваться. Партия уже пообещала, что голосование состоится даже в случае отказа Лондона. Речь идет о консультативном референдуме — его можно организовать силами местного правительство, но юридической силы он не имеет.

В этом случае Эдинбургу придется иметь дело с Верховным судом. Он обязательно вмешается, если сочтет, что шотландское правительство превысило свои полномочия.

Как это повлияет на Великобританию?

Процессы дезинтеграции затронули все части Соединенного Королевства. Независимость Шотландии может обернуться эффектом домино и вызвать «парад суверенитетов» на британских островах.

Январский опрос газеты The Sunday Times показал, что 51% жителей Северной Ирландии поддерживают референдум о выходе из Соединенного Королевства и воссоединении с независимой Ирландией. Ситуация там накаляется тоже из-за Brexit — автономия смогла остаться в зоне свободной торговли ЕС, но заплатила за это таможенным барьером с остальной Великобританией.

Сепаратистские настроения растут даже среди жителей традиционно лояльного Лондону Уэльса. В марте за разрыв с Великобританией высказались рекордные 39% жителей автономии. Четверть опрошенных связали этот вопрос с итогами референдума в Шотландии.

Газета Politico пишет, что британское правительство пытается сгладить ситуацию «любовью». Проект «Любовь» включает создание фонда, который будет финансировать местный бизнес и инфраструктурные проекты в обход правительств автономий. Таким образом Джонсон хочет показать несговорчивым автономиям преимущества сохранения соединенной Великобритании.

━━━━━

Виталий Рюмшин