Buffaloboy/Shutterstock
Buffaloboy/Shutterstock

В России готовят программу поддержки электромобилей. Как это изменит нашу жизнь?

Отвечаем на главные вопросы: каких регионов коснется программа, сколько это будет стоить и зачем вообще нужны электромобили

Минэкономразвития подготовило программу развития электротранспорта до 2030 года, ее общий бюджет составит 418 млрд рублей. В министерстве прогнозируют, что уже в следующем году продажи электротранспорта в России составят 1,7% от рынка в 1,8 млн машин. Учитывая, что в прошлом году в в мире было продано всего 3 млн EV (Electric Vehicle), а в России первый серийный электромобиль только собираются выпускать, возникает логичный вопрос — откуда взять столько машин? Объясняем, в чем суть программы и как она может изменить нашу жизнь.

В чем суть программы

Программу по развитию электротранспорта будет выполнять национальный консорциум, который возглавит КамАЗ. В 2020 году компания представила первый электрический смарт-кроссовер «КАМА-1».

Для обслуживания электрокаров предполагается до 2024 года создать инфраструктуру из 20 тыс. зарядных станций — одна станция на 10 электромобилей в населенном пункте или на 100 км, если речь идет о федеральных трассах.

До 2030 года число зарядных станций, по планам Минэкономики, должно увеличиться до 150 тыс. единиц. На это выделят около 37,7 млрд рублей, часть из которых — из региональных бюджетов.

Несмотря на то что в данный момент в РФ есть лишь один производитель электромобилей, власти собираются ограничивать импорт с помощью введения ежегодного дополнительного роста утильсбора с 2024 года. Чтобы избежать его, автоконцернам придется заняться локализацией: к 2027 году им будет необходимо локализовать производство батареи и электродвигателя.

Чиновники считают, что к 2030 году показатели продаж электротранспорта составят 15% от рынка в 2,5 млн машин, то есть 375 тыс. электромобилей.

Опять все только в Москве?

Нет. Помимо Москвы, пилотными регионами, где планируется реализовывать госпрограмму, станут:

Санкт-Петербург, Севастополь и Сочи — города-курорты с потенциалом развития электрокаршеринга;

Калининград — один из основных центров автопроизводства в России;

Казань — в рамках развития трассы М12.

Для этих регионов разработают специальные программы для развития электротранспортной инфраструктуры и предоставят льготы — нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг.

Смогу ли я себе это позволить?

В декабре 2020 года КамАЗ представил экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1». Вероятнее всего, именно он и станет прототипом будущих электрокаров.

Стоимость «Кама-1» составит около 1 млн рублей ($13,7 тыс.). Цены на Tesla, в свою очередь, начинаются от 2,9 млн рублей ($37,9 тыс.)

Электромобили имеют шанс стать популярными, только если предположительная цена в 1 млн рублей сохранится. Согласно данным за 2020 год, самыми продаваемыми автомобилями в России стали Lada Granta (от 519 тыс. рублей), Lada Vesta (от 743 тыс. рублей) и Kia Rio (от 889 тыс. рублей).

«Кама-1» — пока лишь прообраз будущих электрокаров, поэтому давать точный прогноз относительно их стоимости сложно. Но есть предположение.

Скорее всего, к 2030 году электромобили станут дешевле

Все дело в аккумуляторах. Именно они — самая дорогая часть электромобиля. Снижение затрат на батареи существенно сокращает производственные затраты на электромобили.

Чтобы вычислить примерный масштаб падения цен в ближайшее время, мировые эксперты используют так называемый «закон Райта». Его в 1936 году сформулировал американский инженер Теодор Пол Райт для того, чтобы выяснить, как в будущем будет меняться цена двигателей внутреннего сгорания. Этот закон гласит, что когда суммарный объем производства удваивается, его стоимость снижается на фиксированную величину (в случае с литий-ионными батареями — на 18%).

Исходя из прогнозов аналитиков, к 2023 году стоимость литий-ионных аккумуляторов упадет примерно до $100 за киловатт-час — это та ценовая отметка, при которой производство электромобилей будет таким же дешевым, как производство автомобилей с бензиновым двигателем.

Зачем нам в принципе электромобили?

Британское аналитическое агентство Jato Dynamics выяснило, что средневзвешенный объем выброса углекислого газа на обыкновенный автомобиль в 2019 году составил 121,8 г/км, что на 1,8 г/км больше, чем в 2018. Другие исследования также показывают, что транспорт генерирует около 25-30% от общего годового объема выбросов CO2 в Евросоюзе.

На долю автомобильного транспорта приходится 72% от общего объема выбросов, а на легковые автомобили — до 60,7% (данные Европарламента, 2016 год). Таким образом, это составляет 43,7% от общей величины. Это значительно больше, чем на морском (13,6% от общего объема) или воздушном транспорте (13,4%).

Чтобы преодолеть эту тенденцию, необходимо стимулировать спрос на электромобили и гибриды. Этому способствуют и сами автоконцерны — о переходе к массовому производству электромобилей с целью заботы об экологии уже объявили General Motors, Jaguar Land Rover и Volkswagen Group.

Мы действительно помогаем природе, пересаживаясь на электромобили?

Журналисты The Wall Street Journal, обратились к исследованию Университета Торонто и выяснили, что производство электромобиля куда вреднее для природы, чем обычного авто.

В исследовании сравнивали показатели выбросов при производстве и эксплуатации Tesla Model 3 и Toyota RAV4.

Производство одной Tesla Model 3 сопровождается выбросом в атмосферу 12,2 тонны углекислого газа, в то время как при производстве японского внедорожника объем выбросов ограничивается 7,4 тонны, что на 65% меньше.

Разницу в наносимом окружающей среде вреде делает пробег. Tesla в первое время будет оставаться более вредным для атмосферы автомобилем, чем RAV4, но уже после преодоления 33 тыс. км их показатели вредных выбросов сравняются — на отметке 14,5 тонны.

После этого лидером по выбросам CO2 станет RAV4, который к 160 тыс. км будет на 77% вреднее своего конкурента с электродвигателем, а к отметке 320 тыс. км разница между ними будет более чем двукратной.

Исходя из того факта, что среднестатистический водитель 10 до 30 тыс. км в год, а через какое-то время продает автомобиль — на «долгой дистанции» более экологичным будет электрокар.

И все же, какие проблемы могут возникнуть при переходе на EV?

Несмотря на хайп, EV остается очень малоизученной темой, в которой регулярно разгораются новые неожиданные скандалы. Иногда буквально — например, в этом году в США в результате аварии загорелась Tesla 2019 года выпуска. Спасатели не могли потушить пожар несколько часов, два человека погибли.

Однако есть и более глобальные проблемы:

Мы можем исчерпать запасы Земли. Руководитель департамента геологи­ческих наук в лондонском Музее естественной истории Ричард Херрингтон объяснил, на какой срок человечеству хватит лития, кобальта и неодима, чтобы полностью отказаться от классических автомобилей.

В 2020 году правительство Великобритании публично пообещало отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания к 2050 году. Профессор Херринг­тон с коллегами подсчитали, что для этого придется удвоить мировое производство кобальта, а также тратить на производство батарей лишь для одной страны весь добываемый на планете неодим и три четверти лития.

Для полного перехода на электро­мобили Велико­британии потребуется половина всей меди, добываемой на нашей планете за год. И все это для нужд одной Британии, где ездят лишь 31,5 млн автомобилей, тогда как количество машин во всем мире перевалило за миллиард, а доля электро­мобилей составляет около 1%.

Нехватка электричества. Согласно исследованию BloombergNEF, повсеместное распро­странение электро­мобилей приведет к росту электро­потребления по всему миру на 6,8% уже к 2040 году. Профессор Херрингтон посчитал, что электри­фикация всех легковых машин в Велико­британии к 2050 году увеличит электро­потребление в стране на 20%.

Эта цифра учитывает только нужды конечного владельца электромобиля. Допол­нитель­ное электри­чество потребуется и для добычи редко­земельных металлов, необходимых для батарей электромобилей. По оценке экспертов, для извлечения неодима, кобальта и других элементов для аккуму­ляторов необходимо 22,5 тераватт-часа.

К 2050 году потребление электри­чества электромобилями достигнет 3000 тераватт-часов. Примерно столько сейчас тратит весь Евросоюз, но не только на электриче­ские авто­мобили, а буквально на все, что питается электри­чеством.

━━━━━

Никита Прунков