«Провал человечества». Что такое вакцинное неравенство и почему оно ведет к катастрофе
21 мая глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что страны группы G20 использовали 90% от пущенных в оборот вакцин от COVID-19. Он охарактеризовал ситуацию как «провал человечества» и призвал международное сообщество поделиться большим числом препаратов через программу дистрибуции вакцины COVAX.
О неравномерном распределении лекарств от COVID-19 предупреждали еще до старта всемирной кампании вакцинации. Сегодня о проблеме говорят еще больше, но ситуация не улучшается. Между тем ее затягивание чревато новыми смертельными вспышками болезни, экономическими кризисами и социальным потрясениями. Разбираемся, почему бедные страны не получают лекарства и как это можно преодолеть.
Ситуация с распределением вакцин действительно плохая?
Да. По данным Duke Global Health Innovation Center (работает с фондом Билла и Мелинды Гейтс), фармацевты уже выпустили на рынок около 11 млрд доз вакцин. При справедливом распределении этих препаратов хватило бы, чтобы полностью вакцинировать более 70% населения Земли и сформировать коллективный иммунитет.
• На деле ситуация обстоит не так радужно. Более 7,7 млрд доз вакцин скупили богатые и очень богатые страны. 959 млн получили страны со средним достатком. Доля самых бедных стран составила лишь 270 млн.
• Зачастую богатые страны закупают больше вакцин, чем им нужно на самом деле. В Канаде охват прививками составляет 520%, а на одного человека там приходится 10,4 дозы вакцины. В Великобритании эти показатели составляют 409% и 8,2 дозы, в ЕС — 345% и 6,9 дозы, в США — 200% и почти четыре дозы.
• При этом у всего Африканского союза охват прививками не превышает 18%. На одного человека там приходится только 0,36 дозы вакцины. В переживающей острый пандемийный кризис Индии ситуация и того хуже — там эти показатели составляют 14% и 0,29 дозы.
Почему бедные страны недополучают вакцины?
То, что вакцины будут распределены по миру неравномерно, стало ясно еще в ноябре 2020 года, когда производители только начали выпускать свои препараты в оборот. Уже тогда страны Северной Америки и Европы скупили у них почти все запланированные объемы, чтобы вакцинироваться первыми и подстраховаться от рисков. Такое поведение прозвали «вакцинный национализм».
• Чтобы занять первые места в очереди на прививки, богатые страны начали заранее делать огромные денежные вливания в самые перспективные исследовательские проекты (ЕС потратил €469 млн на финансирование 105 проектов в 2020 году) и делали крупные предзаказы. Государства победнее предоставляли производителям заводы и площадки для клинических испытаний вакцин или форсировали собственные исследования. Самые бедные страны, у которых не было ни денег, ни инфраструктуры, остались в хвосте.
• Изготовление вакцин — очень долгий процесс с непредсказуемым результатом. Большинство разрабатываемых препаратов не доходит до рынка из-за опасных побочек, неэффективности и других причин (зачастую их выявляют уже на поздних этапах исследования). Правительства развитых стран это прекрасно понимают и поэтому берут лекарства в больших объемах у разных компаний — чем больше диверсифицированы источники, тем меньше вероятность срыва программы по вакцинации из-за непредвиденных обстоятельств.
• У производителей все еще не хватает мощностей, чтобы обеспечивать вакцинами всех. В свою очередь богатейшие страны, в которых располагаются основные производственные площадки, проявляют изрядную долю «вакцинного национализма»: требуют от компаний приоритетного исполнения контрактов и блокируют экспорт препаратов за рубеж. Издание Vox подсчитало, что в таких условия бедные страны не смогут привиться раньше 2023 года.
Что в этом опасного?
Без справедливого распределения вакцин человечество еще долго не победит пандемию COVID-19 и рискует столкнуться с множеством новых проблем.
• На богатые страны приходится всего лишь порядка 16% населения Земли. Львиная же доля остальных людей проживает в относительно бедных странах с большой плотностью населения, где сложно обеспечить надлежащее исполнение санитарных норм и организовать правильную работу системы здравоохранения.
• Проблемы с поставками вакцин уже привели к масштабному кризису в Индии, где до сих пор ежедневно фиксируют больше 200 тыс. случаев заражения и свыше 4 тыс. смертей от COVID-19. Если ситуация с прививками не выправится, то подобных вспышек можно будет ожидать и в будущем.
• Чем позже беднейшие страны получат свою долю вакцин, тем дольше им придется жить с коронавирусными ограничениями. В отличие от США и ЕС, у них нет большого запаса финансовой и политической прочности — в долгосрочной перспективе это чревато серьезными экономическими проблемами, которые могут привести к социальным потрясениям.
Глава ВОЗ упоминал COVAX. Что это?
Программа COVAX, которой руководит ВОЗ — единственный существующий глобальный механизм по ускорению вакцинации. К ней присоединились почти все страны мира.
• Программа работает по принципу «общака»: государства и частные инвесторы делают финансовые пожертвования или покупают для нее вакцины, а затем COVAX распределяет их среди наиболее нуждающихся. По задумке, до конца 2021 года COVAX должен распределить порядка 2 млрд доз вакцин между 92 бедными странами.
• Однако COVAX страдает от хронического недофинансирования и нехватки вакцин. Богатые государства не торопятся делать пожертвования и предпочитают заключать договоры на поставку через двусторонние сделки, лишая программу препаратов. До сих пор основным поставщиком вакцин для COVAX была Индия, но из-за кризиса и она была вынуждена остановить экспорт за рубеж.
• Из-за многочисленных проблем за пять месяцев существования COVAX смогла распределить только 69 млн доз вакцин — это примерно 3,5% от запланированных объемов.
Что еще можно сделать для ускорения вакцинации?
Заморозить патенты на производство вакцин. Теоретически отмена патентов позволит бедным странам сравнительно быстро организовать собственное производство, не тратя времени и денег на приобретение лицензий у производителей.
Впервые о заморозке патентов заговорили в начале мая, ее уже поддержали ВОЗ, лидеры России, США, Китая и более 100 стран. А вот европейцы выступили категорически против — по их мнению, это приведет к неконтролируемому производству некачественных препаратов. В такой ситуации перспективы у инициативы туманны — подобные решения принимает Всемирная торговая организация, но для этого необходим консенсус всех 164 ее членов.
Снять ограничения на экспорт. Эта мера разблокирует рынок препаратов от COVID-19, что позволит беднейшим странам получать полагающиеся им партии вакцин.
Ограничением поставок занимаются крупнейшие экспортеры вакцин в мире — США и ЕС. Вашингтон использует Закон об оборонном производстве, который обязывает производителей отдавать приоритет исполнению контрактов на внутренних рынках. ЕС применяет свой механизм по ограничению экспорта, когда местные производители срывают поставки на внутренний рынок. Впрочем, ни Вашингтон, ни Брюссель, похоже, не собираются отменять ограничения, пока не решат собственные проблемы с пандемией.
Увеличить число вакцин на глобальном рынке. На сегодняшний день это, пожалуй, самый надежный (хотя и не быстрый) способ побороть неравномерное распределение вакцин от COVID-19. Ключевую роль в нем будут играть препараты, разработанные ведущими развивающимися странами. Прежде всего — Россией и Китаем, которые уже стремительно расширяют присутствие на мировом рынке вакцин. По версии журнала The Economist, на конец апреля в копилке Китая были контракты на поставку вакцин в 90 стран. Россия заключила соглашения с 70 государствами.
━━━━━
Виталий Рюмшин