AP Photo/ТАСС
AP Photo/ТАСС

Корабли залавировали. Почему Судан решил пересмотреть договор по военной базе с РФ

У Хартума появились к нему вопросы после того, как США лишили Судан статуса «спонсора терроризма»

2 июня суданские власти заявили о намерении пересмотреть соглашение с Россией о создании военной базы. Москва и Хартум согласовали проект договора в ноябре 2020 года, но уже в апреле его судьба повисла в воздухе. Разбираемся, зачем России эта база и что стоит за политическим непостоянством Судана.

Что говорится в соглашении?

Основной пункт договора — создание пункта материально-технического обеспечения (МТО) флота России в городе Порт-Судан.

Задача МТО — обеспечивать ремонт кораблей, пополнение запасов и отдых членов экипажа. В него должны были войти часть береговой зоны, акватории и зоны причального фронта. Все эти территории, а также находящееся там недвижимое имущество (три казармы, санитарно-гигиенический блок и техническое помещение) передавались в пользование России.

Максимальная численность военного и гражданского персонала МТО — не более 300 человек. В нем могли находиться максимум четыре корабля. Среди них могли быть корабли с ядерной энергетической установкой. Ограничений на ввозимое и вывозимое вооружение, боеприпасы и оборудование не было.

Суданцы должны были защищать внешние границы пункта. Россия брала на себя охрану акватории, внутреннюю охрану МТО и противовоздушную оборону. Кроме того, ей разрешалось создавать временные военные посты за пределами МТО.

Соглашение заключали на 25 лет с возможностью автоматического продления на 10 лет. Россия могла бы пользоваться суданскими территориями безвозмездно.

Для чего России нужен этот порт?

Чтобы защитить экономические интересы и расширить зону оперирования военно-морского флота и получить доступ к Красному морю и Индийскому океану.

Порт-Судан располагается в зоне морских торговых путей, идущих из Суэцкого канала. Их необходимо защищать от пиратов и террористов, которыми богат регион.

Военная база позволила бы России установить контроль над торговлей суданской нефтью. К Порт-Судану идет трубопровод, который перегоняет топливо на экспорт из Южного Судана. В 2018 году Москва и Хартум также договорились о постройке там нефтеперерабатывающего завода.

Почему суданские власти решили пересмотреть его?

Договор согласовывали еще при президенте Омаре аль-Башире, которого свергли в 2019 году. Тогда США признавали Судан спонсором терроризма, и страна могла рассчитывать на военное сотрудничество только с Россией и Китаем. В декабре 2020 года Трамп распорядился исключить его из этого списка.

Теперь новые суданские власти решили выторговать для себя более выгодные условия. Суданский парламент все еще не ратифицировал соглашение, поэтому власти страны имеют право вносить в него правки.

На это указал глава Генштаба Судана Мухаммед Усман Аль-Хусейн. В интервью телеканалу Blue Nile он заявил, что соглашение «наносит вред» Судану. Теперь Хартум намерен «определить интересы страны» в договоре и получить от него выгоду. Он также оговорился об открытости к сотрудничеству с США, но не стал прямо увязывать инициативу с налаживанием отношений с Западом.

В конце апреля издание «Аль-Хадас» со ссылкой на источники сообщило, что Хартум заморозил размещение российских военных на своей территории до ратификации соглашения. Издание Sudan Plus утверждало, что власти страны хотят допускать только разведывательные корабли и ограничить военное присутствие России базой «Фламинго».

Телеканал «Аль-Джазира» писал, что суданские военные были недовольны тем, что им не позволяли приближаться к территории базы. На тот момент там уже находились порядка 70 российских военных и ракетные системы.

━━━━━

Виталий Рюмшин