Marek Rucinski/Unsplash
Marek Rucinski/Unsplash

Электросамокаты всех достали. Что с ними не так и виноваты ли в этом их владельцы?

Разбираем аргументы за и против кикшеринга

Летом-2021 особую популярность среди россиян приобрел кикшеринг — прокат электрических самокатов. Они не требуют водительского удостоверения, развивают скорость до 60 км/ч и не вредят природе. По данным Дептранса, за месяц с момента открытия проката в Москве совершили 500 тыс. поездок на электросамокатах. В «Яндекс.Маркете» отметили двукратный рост интереса к такому транспорту в сравнении с прошлым годом.

Вместе с тем самокатчики все чаще попадают в различные инциденты, а в соцсетях они становятся предметом для обидных шуток. Следователи проводят обыски в сервисах по аренде самокатов, общественники предлагают ограничить их скорость и дать им номера. Что не так с электросамокатами? Или дело все-таки не в них?

Одни считают, что кикшеринг нужно запретить

Главный аргумент против самокатов — отсутствие безопасности. Пешеходы испытывают страх на тротуаре из-за высокой скорости электросамокатов. Также они жалуются на то, что ими часто пользуются люди в нетрезвом виде, а иногда и вовсе передвигаются на электросамокате по парам.

В соцсетях сетуют, что даже при скорости 30 км/ч можно получить довольно серьезные травмы, заметить самокатчиков сложно из-за отсутствия фар, двигаются они быстро и по непредсказуемой траектории.

Автомобилистов и велосипедистов самокатчики раздражают не меньше. Водители велосипедов жалуются, что на самокатах ездят по встречной полосе и мешают движению, а автовладельцы — на небезопасную езду между машин.

Самые радикальные пользователи предлагают не просто ограничить движение электросамокатчиков, а вообще запретить им передвижение.

Другие говорят, что нам нужна правильная инфраструктура

В России отсутствует как таковая инфраструктура для велосипедистов и электросамокатчиков, их владельцам приходится ездить по тротуарам или по перегруженным в парках велодорожкам.

На это стали жаловаться и сами владельцы микротранспорта, отмечая что городским властям пора сделать передвижение удобнее и безопаснее для всех. В Twitter пишут, что ездить по тротуарам — это не прихоть владельцев самокатов, а скорее вынужденная мера, так как городская среда недружелюбна и опасна, а по проезжей части могут ездить лишь хорошо подготовленные участники дорожного движения.

Пользователи считают, что пора властям создать удобную велоинфраструктуру и ограничить въезд самокатов в парки и тротуары. Альтернативное предложение — снизить разрешенную скорость электросамоката и организовать сеть велополос, сузив полосы для автомобилей.

Самокаты не регулируются ПДД, и это еще одна проблема

Основная проблема электросамокатов — отсутствие нормативно-правовой базы. Сейчас их владельцы приравниваются к пешеходам, использующим средства передвижения.

Из-за подобных несостыковок санкции к электросамокатчикам применяются по-разному. Сотрудники ГИБДД часто не обращают внимания на пользователей электросамокатов, катающихся по пешеходным зонам.

Других при этом нередко штрафуют до 15 тыс. рублей или лишают прав за езду в нетрезвом виде. По судебной практике получается, что пользователи мощных электросамокатов должны иметь права категории «М» и ездить в шлеме.

Минтранс с 2017 года занимается этой проблемой и ведомство даже подготовило проект изменений в правила дорожного движения (ПДД) о средствах индивидуальной мобильности. Однако проект до принятия так и не дошел: его неоднократно критиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре. Основная претензия состояла в том, что Минтранс планировал разрешить движение по тротуарам и пешеходным зонам, что поставило бы в опасность пешеходов и самих пользователей самокатов.

Как решили проблему в других странах?

В США с этим все также непросто: правила меняются в зависимости от городов, но, как правило, владельцам электросамокатов разрешают передвигаться по велодорожкам или обочинам дороги.

В Германии электросамокаты легализовали только в июне 2019 года. До этого вид транспорта находился в стране под запретом. Теперь же немцы расписали строгие правила: ездить по тротуарам категорически запрещено, перемещаться можно исключительно по велодорожкам (если таковых нет, то можно выехать на проезжую часть). Предельная скорость для электросамокатов в городе — не более 20 км/ч.

В Испании правила практически идентичны с немецкими. В стране запрещено движение по пешеходным зонам и тротуарам, а максимальная скорость — 25 км/ч. Полиция имеет право потребовать пройти тест на наличие алкоголя и запрещенных веществ в организме водителя.

━━━━━

Никита Прунков