Уздечковый продельфин / Wikimedia Commons
Уздечковый продельфин / Wikimedia Commons

Люди научились пользоваться эхолокацией, как дельфины

Всего за 10 недель люди учатся ориентироваться в пространстве, используя движение звуковых волн. Людям, потерявшим зрение, новое умение дает свободу и самостоятельность

Что такое эхолокация и как она работает?

Эхолокация — способность по движению звуковых волн определять положение объектов в пространстве.

Обычно ей пользуются животные, чтобы общаться, обходить препятствия на пути и охотиться в темноте.

Летучие мыши издают неслышимый для людей писк, а дельфины — щелчки определенной частоты и продолжительности. Эти звуковые сигналы, отражаясь от предметов, дают животным информацию об окружающих объектах.

Помимо дельфинов и летучих мышей эхолокацию используют киты, землеройки, тюлени, некоторые виды птиц и бабочек.

Ученые считают, что эхолокация заменила зрение тем животным, которые обитают глубоко в океане или темных пещерах, куда не доходит свет — звуковая волна заменила световую.

Люди тоже так могут?

Оказывается, эхолокацией умеют пользоваться не только животные, но и люди.

Мы и так в каком-то смысле ей пользуемся — войдя в комнату, мы примерно можем определить ее размер на слух.

Особенно хорошо эхолокацией пользуются незрячие люди. Многие из них ориентируются, постукивая тростью, щелкая пальцами или издавая голосом звуки.

Но эту способность можно развить еще лучше.

Ученые из Даремского университета разработали специальную тренировочную программу, где за 10 недель участников учат использовать эхолокацию.

Пока добровольцы осваивали новую способность, ученые наблюдали, как ведут себя зрячие и незрячие ученики, и как на жизнь незрячих повлиял новый навык.

В исследовании участвовали 26 человек возрастом 21-79 лет — 14 зрячих и 12 незрячих.

Из них только у двоих был опыт обучения эхолокации.

За десять недель ученые провели 20 обучающих занятий.

На каждом занятии участники выполняли три типа заданий: определяли размер объекта, искали, где он, и просто ориентировались в пространстве.

После обучения участников протестировали эксперты — семь человек, практикующих эхолокацию минимум десять лет.

Испытания были как на занятиях — найти объект и передвигаться в окружающей среде без использования зрения. Второе испытание проводили с помощью компьютера: участникам давали послушать записи щелчков и их эха, чтобы они с помощью клавиатуры перемещались в виртуальном лабиринте.

Что выяснили?

✅ Ученики и правда научились находить предметы и ориентироваться в пространстве, а некоторые даже превзошли своих учителей.

✅ Ни возраст, ни уровень зрения существенно не влияют ни на скорость обучения эхолокации, ни на способность ею пользоваться. (А какая у тебя отмазка?)

✅ 10 из 12 незрячих учеников сообщили, что они чувствуют себя лучше и стали более независимыми и самостоятельными.

✅ Все ученики — и зрячие, и незрячие — с удовольствием пользовались эхолокацией, общаясь с другими людьми.

❗ Выборка для исследования была маленькая, поэтому не стоит воспринимать его как окончательное доказательство пользы эхолокации. Дальше научная группа во главе с руководительницей Лор Талер хочет выяснить, как обучение влияет на мозг испытуемых.

Мы хотим изучить, как обучение и преподавание этого навыка можно масштабировать от лаборатории к профессиональным инструкциям. Как люди учатся, когда их тренируют не исследователи, а специалисты по работе с незрячими?

Доктор Лор Талер, Профессор Даремского университета