duma.gov.ru
duma.gov.ru

Выборы в Госдуму — 2021: предвыборные расклады

Предварительные опросы не предвещают интриги, но грядущие выборы все равно могут оказаться непростыми для всех

19 июня президент РФ Владимир Путин назначил дату выборов в Госдуму, дав старт избирательной кампании. В гонку уже вступила «Единая Россия» — партия власти первой представила федеральный список кандидатов. Верхние строчки в нем заняли главы Минобороны и МИД Сергей Шойгу и Сергей Лавров, сопредседатель ОНФ Елена Шмелева, уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова и главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко (а вот экс-премьера Дмитрия Медведева там не оказалось).

Разбираемся, между кем развернется основная борьба и в каком состоянии партии подходят к дню голосования.

Кто будет участвовать в выборах?

Перечня партий, которые будут участвовать в парламентских выборах, пока нет — большинство из них только формируют свои федеральные списки. На прошлых выборах в Госдуму ЦИК закончил их прием за два месяца до голосования.

Сейчас в России зарегистрированы 32 политические партии. Большинству из них требуется собрать 200 тыс. подписей для участия в выборах (не менее 7 тыс. в каждом регионе). Мелкие партии едва ли смогут преодолеть этот барьер, поэтому их можно сразу отсечь.

14 партий обладают специальными льготами — они представлены Госдуме или в региональных парламентах, поэтому имеют право идти на выборы без сбора подписей. Вероятно, они и будут бороться за депутатские места в сентябре.

Фактически же главными действующими лицами будут четыре парламентские партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Партия пенсионеров, «Новые люди», «Яблоко» могут рассчитывать на хотя бы один мандат. Рейтинги остальных слишком низкие для того, чтобы преодолеть 5% барьер.

Что показывают рейтинги?

Все опросы показывают уверенное лидерство «Единой России». По данным ВЦИОМ на 13 июня, поддержка «Единой России» колеблется в районе 29-30%. Рейтинги КПРФ составляют 12-13%. За ними идут ЛДПР (10%) и «Справедливая Россия» (7,7%). Непарламентские партии поддерживают 13,4% избирателей.

По версии Института социального маркетинга (ИНСОМАР), 23 марта рейтинги партий распределялись следующим образом: первое место оставалось за «Единой Россией» (33%), второе получала КПРФ (16%), третье — ЛДПР (9%), четвертое — «Справедливая Россия» (8%).

Данные «Левада-центра» (признан НКО-иноагентом) на 11 марта продемонстрировали несколько иную картину. За «Единую Россию» готовы были проголосовать 27% россиян, второе место заняла ЛДПР с 12%, КПРФ набрала 10%. А вот рейтинг «Справедливой России» оказался на грани прохождения в Госдуму — всего 5%.

Стартовые позиции

Думская кампания — 2021 обещает быть непростой для всех ее участников. Рейтинг партии власти «плавает, как и у любой политической силы», парламентская оппозиция страдает от застоя, а непарламентским партиям не хватает ресурсов для расширения электоральной базы.

Бороться за голоса будет еще сложнее, если грядущие выборы продолжат тренд на сокращение явки избирателей. Специалисты уже сходятся во мнении, что она может стать рекордной низкой.

Опрос ИНСОМАР выявил, что только 42% опрошенных обязательно придут на выборы. Эксперты фонда «Петербургская политика» называли цифры 40-45%. Главные факторы — пандемия и простая незаинтересованность россиян.

«Единая Россия»: шанс на конституционное большинство

Правящая партия вступает в предвыборную гонку как безусловный фаворит голосования — ее материальных и мобилизационных возможностей хватит, чтобы наверняка обеспечить себе большинство. А вот будет ли это большинство конституционным — другой вопрос.

В январе замглавы администрации президента Сергей Кириенко заявил, что оптимальным результатом для ЕР будет формула «45-45»: 45% по федеральным спискам при явке 45%. Позже секретарь генсовета партии Андрей Турчак пояснил «Коммерсанту», что добиваться конституционного большинства ЕР будет с помощью одномандатников — для этого ей нужно выиграть минимум в 190 из 225 округах.

Источники «Коммерсанта» в Кремле допускали, что при ином раскладе ЕР задействует «план Б» — будет добиваться большинства, объединяясь с другими партиями. Такой союз возможен, например, со «Справедливой Россией».

Эксперты говорят, что ЕР вполне может взять конституционное большинство: «И это не будет каким-то сверхоптимистичным сценарием, потому что многое зависит от оппонентов, а оппоненты довольно слабы».

КПРФ: (не)системная оппозиция

Коммунисты могут похвастаться развитой партийной инфраструктурой, дисциплинированным электоратом и внятной идеологической повесткой. Однако продвигаемые КПРФ постулаты марксизма-ленинизма устарели еще 30 лет назад. То же можно сказать и об ее руководстве. В таких условиях партии будет тяжело собрать разрозненный левый электорат, части которого то и дело откалываются из-за действий спойлеров и внутрипартийных неурядиц.

Раскол в КПРФ идет по двум линиям: между консерваторами и сторонниками Алексея Навального; между рядовыми коммунистами и руководством партийных ячеек. Политические разборки усилили отток людей из партии, при этом некоторые бывшие коммунисты в регионах создают собственные структуры, что размывает электорат КПРФ.

Партийное руководство разрывается между налаживанием мостов с Кремлем и ростом недовольства изнутри. Результат — пассивность и неспособность адекватно реагировать на появляющиеся возможности. Накануне апрельского съезда КПРФ рядовые коммунисты публично потребовали отставки Зюганова и раскритиковали руководство партии, обвинив его в неспособности вырабатывать новую стратегию.

На результаты коммунистов негативно повлияют партии-спойлеры, которые зачастую копируют не только их программу, но и название. Кардинально изменить расстановку сил они не способны. Соцопросы «Левады-центра» показывают, что суммарный рейтинг партий-спойлеров составляет примерно 3% — именно столько голосов КПРФ теряет из-за них.

ЛДПР: заложница амплуа

Пожалуй, либерал-демократы находятся в самом устойчивом положении из всей оппозиции. Они не страдают от падения рейтингов, внутренних расколов и действий спойлеров. За них чаще всего голосует молодежь. Однако партия все еще играет по-старому и делает упор на популистские заявления и перформансы Владимира Жириновского. Такое амплуа едва ли даст ей взять более высокие планки.

Согласно соцопросам, ЛДПР вполне может потягаться за место второй партии в Думе. В ряде регионов либерал-демократы уверенно опережают даже «Единую Россию» — способность к борьбе они доказали еще в 2019 году на парламентских выборах в Хабаровском крае.

К таким результатам привела не столько политика самой партии, сколько неурядицы у ее оппонентов. У ЛДПР до сих пор нет внятной политической программы, она занимает специфическую нишу крайне правого популизма и демонстрирует хорошие результаты только благодаря протестному голосованию.

Впрочем, на думских выборах волна протестного голосования за ЛДПР может сойти на нет. Всему виной — невнятная позиция Жириновского, отказавшегося поддержать протесты в Хабаровске. Много вопросов вызвал и сменщик Сергея Фургала на посту губернатора Михаил Дегтярев. Из-за этого почти половина депутатов местной Думы покинула ряды партии.

«Справедливая Россия»: кандидат на вылет

У «Справедливой России» дела обстоят не очень хорошо. Свой максимум эсеры получили еще в 2011 году, на следующих выборах они едва преодолели 5% проходной барьер, теперь они рискуют и вовсе покинуть Госдуму.

После 2016 года «Справедливая Россия» надолго исчезла из инфополя. Партия пропустила президентские выборы 2018 года, поддержав Владимира Путина, и не смогла набить себе очки, противодействуя пенсионной реформе. Итог долгого бездействия — чрезвычайно низкие рейтинги.

Для выхода из ситуации эсеры решили объединиться с «Патриотами России» и партией Захара Прилепина «За правду!» Это позволило партии добавить примерно 1,5% рейтинга и несколько отойти от края.

Вместе с тем у новоиспеченного альянса «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» сразу же возникла проблема идентичности — сплавить правые националистические и левые социалистические идеи будет очень непросто. Пока неясно, насколько этот эксперимент будет удачным.

━━━━━

Виталий Рюмшин