Эксперт Смагин: договор между Россией и Ираном не подразумевает взаимную защиту
Подписанный договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном не подразумевает защиту одной стороны другой в случае агрессии против нее, рассказал «Постньюс» политический аналитик и журналист Никита Смагин.
Вместе с тем договор содержит пункт о прекращении сотрудничества с государством, которое нападет на одну из стран-партнеров. Речь идет о том, что Россия и Иран договорились не помогать стране-агрессору в случае нападения на кого-либо из них. «То есть это, в общем-то, совсем не военный союз, даже не близко. Это достаточно такая общая формулировка. Так что в этом смысле здесь совсем не та же история, что с КНДР и Белоруссией», — отметил Смагин.
«Кроме военной сферы, там целый набор моментов. Это и помощь друг другу в развитии транзита, снижении пошлин, вопрос энергетики и много чего еще. Наверное, из-за такого любопытного — это еще вопрос о сотрудничестве в области мирного атома», — перечислил эксперт и подчеркнул, что в этих положениях нет чего-то принципиально нового, чего не было бы в отношениях между двумя странами раньше.
Таким образом, новый договор «практически никаких новых страниц не открывает в отношениях двух стран», а «скорее просто фиксирует текущий уровень отношений, беспрецедентно высокий, конечно, по историческим меркам», убежден Смагин. Помимо прочего, на встрече политики заключили и другие соглашения, среди которых — создание газопровода между странами через территорию Азербайджана.
«Это (сделано — прим. ред.) ради превращения Ирана в газовый хаб, что пока что выглядит не совсем гарантированно, но вроде как стороны эту перспективу тоже рассматривают», — пояснил эксперт. Президенты России и Ирана Владимир Путин и Масуд Пезешкиан подписали договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном по итогам встречи в Кремле 17 декабря.