РФС сделал заявление о готовящихся реформах в российском футболе
Российский футбольный союз опубликовал заявление о потенциальных реформах футбольных лиг. Оно основано на итогах исследования компании Hypercube. Рассказываем о его результатах.
Что такое Hypercube?
Это компания из Нидерландов, которая уже 20 лет успешно работает в футболе. Она проектировала успешные реформы для Эредивизи, чемпионатов Бельгии, Дании и Австрии, после чего эти лиги поднимались в таблице коэффициентов УЕФА. Также наблюдался рост теле- и спонсорских контрактов. Кроме того, вместе с Hypercube УЕФА реформировал Лигу чемпионов и Евро.
При чем тут Россия?
Весной стало известно, что РФС заказал исследование у Hypercube. Вот некоторые вопросы, которые предстояло изучить:
• Как сделать лиги привлекательнее — для зрителя, телевидения, потенциальных спонсоров?
• Как сделать чемпионат интенсивнее?
• Как сказывается лимит на легионеров? И есть ли альтернативные способы стимулировать развитие молодых игроков?
• Как на дистанции 10 лет проявила себя система «осень-весна» и нужны ли ей корректировки?
А зачем нужны реформы?
РФС озвучил несколько причин:
• Стагнация в экономическом смысле: суммарные бюджеты клубов уже много лет подряд находятся на одной и той же отметке. Футбол не привлекает новых денег.
• Падение в рейтинге УЕФА. Есть вероятность, что к 2023 году Россия выпадет из первой десятки рейтинга, а к 2024-му опустится на 21-е место. А пока таблица выглядит так:
1. Англия — 100,569 балла
2. Испания — 97,855
3. Италия — 75,438
4. Германия — 73,570
5. Франция — 56,081
6. Португалия — 48,549
7. Нидерланды — 39,200
8. Россия — 38,382
9. Бельгия — 36,500
10. Австрия — 35,825
• РФС хочет проводить больше матчей между прямыми конкурентами в таблице, а также добиться почти полного избавления от пустых игр, в которых ничего не решается — у каждой команды на любом отрезке сезона должна быть высокая мотивация.
Какие выводы и рекомендации сделала компания Hypercube?
Лимит на легионеров
• Российские клубы переплачивают как иностранцам, так и российским футболистам.
• Рекомендация: убрать количественные ограничения, повысить конкуренцию за место в составе и при этом добавить материальный стимул для развития молодых игроков.
• Один из вариантов: введение «налога на роскошь», когда клуб, желающий заявить иностранца, делает обязательный финансовый взнос, а весь накопленный фонд в конце сезона распределяется между командами, выпускающими молодых россиян до 23 лет — в зависимости от количества игровых минут.
Формат соревнований
• Сейчас в РПЛ участвуют 16 команд, которые играют друг с другом в два круга.
• Один из вариантов переформирования высшей лиги: все клубы будут биться за верхнюю шестерку, чтобы потом провести 10 матчей с топовыми соперниками. Если же пробиться в топ-6 не выйдет, то останутся шансы попасть в еврокубки, заняв 7-8 места: победитель отдельного стыка сыграет с 4-м местом РПЛ.
• В ФНЛ в текущем сезоне выступают 20 клубов, которые сыграют друг против друга в два круга.
• Один из вариантов переформирования: команды делятся на 2 группы по 10. После каждого этапа (18 туров) по 4 команды могут подняться в высшую десятку или упасть в низшую. В верхней группе команды борются за выход в РПЛ, в нижней — за выживание. А зона, у которой нет мотивации, сокращается.
• Также рассматривается вариант создания новой лиги. Сейчас структура выглядит как 1-1-4. Предлагается ввести дополнительный дивизион между ФНЛ-1 и ФНЛ-2, где соберутся самые сильные команды ФНЛ-2.
• Возможны варианты возвращения к система «весна-осень».
Вступят ли эти реформы в силу? И когда?
Как сообщил РФС, пока никаких конкретных решений нет. На данном этапе продолжается изучение проделанной работы и оцениваются возможности для улучшения результатов.
Мнение эксперта
Напомним, что не так давно ведущий «Матч Премьер» Дмитрий Дерунец давал нам комментарий по вопросам реформ в российском футболе:
— Как считаете, насколько российскому футболу необходимы реформы?
— Считаю, что необходимы очень сильно. И сейчас уровень интереса и мотивации разнообразных команд в нашем чемпионате чрезвычайно низкий. Безусловно, есть устоявшиеся модели развития футбола — это регулярные чемпионаты, мы к ним привыкли. Но думаю, что время диктует нюансы. Лучшим решением российского футбола за последние лет десять было введение стыковых матчей, когда таким образом усиливается мотивация не вылететь, а для наших клубов это традиционно очень серьезно. На мой взгляд, она даже выше мотивации победить, к сожалению. И не занять 13-14 места — это было очень важно. И вот последние два сезона стыки по разным причинам отменяются, что сразу бьет очень сильно по имиджу чемпионата. Стыки обязательно сохранить. И конечно, ввести плей-офф за последнюю путевку в Лигу конференций на данный момент, в которой бы участвовали, допустим, четвертая, пятая, шестая и седьмая команды. Думаю, что вот так было бы правильно. Это один вариант, но можно было бы придумать много. Это как минимум. Плей-офф должно быть больше в нашем чемпионате.
— Нужно ли изменить формат и количество участников РПЛ, лимит на легионеров?
— В принципе, можно вообще закрыть лигу и попробовать создать такой проект Суперлиги из 12 клубов для того, чтобы все остальные подтянули инфраструктуру. В общем, делать РПЛ элитной лигой не только с точки зрения качества футбола, но и с точки зрения инфраструктуры прежде всего. Чтобы не было похожих случаев, как с «Оренбургом» и «Аланией» по итогам нынешнего сезона в ФНЛ. Если оставлять в нынешнем формате, то 16 — это на данный момент оптимальное количество участников. Мы чрезвычайно далеки сейчас от расширения нашего топового чемпионата. А что касается количества туров, то его нужно увеличить. Как я уже сказал, либо благодаря плей-офф, либо измененной структуре проведения чемпионата по примерам Бельгии и Австрии. В статье действительно удачные примеры приведены. Что касается лимита на легионеров, здесь тоже бесконечно прыгать с ним не надо. Сейчас начала действовать система «8+17». В принципе, это то, что довольно удобно для тренеров. Они понимают, что есть определенное количество легионеров, но всех они могут выпустить одновременно и не нужно заморачиваться и считать, сколько их сейчас на поле находится. Так что, я думаю, пока такой лимит оставить надо.
— Какие реформы ждете лично вы?
— Лично я прежде всего жду реформы низов российского футбола. РПЛ — это все прекрасно, конечно: картинка, выставка и обертка нашего футбола, на которые все смотрят в мире. Но мы просто теряем Профессиональную футбольную лигу. Мне нравится, что по крайней мере РФС, который сейчас очень серьезно взялся за проект Юношеской футбольной лиги, открывает восточные дивизионы. Однако в целом у нас профессиональный футбол на Дальнем Востоке, можно сказать, умирает. Просто кровь из носу нам нужно как можно быстрее вернуть профессиональный футбол на Дальнем Востоке, в сибирских регионах, если говорить глобально. Там куча мальчишек, куча талантов. За последние годы мы смотрим на сборную России — люди из дальних уголков страны пробиваются. География нашей сборной очень широка, и мы просто обязаны сохранить шансы для мальчишек с Дальнего Востока попасть в профессиональный футбол. По сути, мы отрезаем сейчас полстраны из-за того, что там минимум возможности для профессионального роста. Сейчас ситуация такая, что если у родителей нет денег и возможности привезти тебя в какую-то академию европейской части стран и там тебе не повезет остаться, то все. Иначе у тебя нет пути в профессиональном футболе. Так что главные реформы в российском футболе, которые я жду — это реформы ФНЛ, ПФЛ с акцентом на то, чтобы максимально профессиональный футбол на каком-нибудь уровне возродился в восточной части нашей страны.