zhu difeng/Shutterstock
zhu difeng/Shutterstock

Такси как угроза нацбезопасности. Что не так с китайским агрегатором Didi?

Сначала «убийцу Uber» взяли на мушку китайские власти. Теперь в игру вступают российские таксисты

Ассоциация «Национальный совет такси» направила президенту РФ Владимиру Путину письмо с жалобой на китайский агрегатор Didi, сообщает Forbes. Таксисты обвинили компанию в подрыве обороноспособности России и намекнули на ее связь с иностранной разведкой. Что это: беспокойство за безопасность страны или попытка устранить конкурента? Разбираемся.

Чем известна Didi?

Chuxing Didi — это крупная китайская компания в сфере такси и каршеринга. Ее основал бизнесмен Чэн Вэй в 2012 году.

За время существования Didi удалось добиться серьезных успехов в Китае. В 2015 она объединилась с другим агрегатором Kuaidi Dache, после чего конгломерат занял 80-90% всего рынка такси.

В 2016 году Didi приобрела китайское отделение американского агрегатора такси Uber, не выдержавшее конкуренцию. Так компания получила неофициальное звание «убийцы Uber».

Didi пришла в Россию в августе 2020 года. Официальный запуск состоялся в Казани. В первой половине 2021 года компания работала в 16 городах, к концу планирует расширить географию до 100. Однако в списке пока нет ни Москвы, ни Санкт-Петербурга.

30 июня китайский агрегатор триумфально ворвался на Нью-йоркскую фондовую биржу. В ходе IPO Didi привлекла более $4 млрд долларов инвестиций, а ее капитализация достигла $67 млрд.

Что не понравилось российским таксистам?

«Национальный совет такси» заявляет, что Didi собирает персональные данные пассажиров и информацию об их передвижениях, которые «представляют интерес для разведывательных служб иностранных государств».

Особое беспокойство у ассоциации вызвало то, что такси пользуются госслужащие, военные и сотрудники правоохранительных органов. По ее мнению, несанкционированный вывод их данных за рубеж нанесет урон обороноспособности России.

В соглашении об обработке персональных данных Didi указано, что информация о пользователях хранится в России и выводится за рубеж только с их согласия. Однако «Национальный совет такси» уверен, что исполнение этого пункта никем не контролируется.

В письме указано, что Didi имеет право делиться информацией о пользователях внутри группы компаний — причем не только с коммерческими партнерами, но и с инвесторами. Таксисты упоминают компании Sequoia Capital и General Atlantic (США), Tencent (Китай), а также Softbank и Toyota Motor (Япония).

В ответ Didi заявила, что хранит персональные данные пользователей в соответствии с законодательством и не видит повода для подобных жалоб.

Didi — это угроза нацбезопасности?

Вопросы к Didi по персональным данным уже возникали. В начале июля сервис столкнулся с похожими проблемами в Китае — власти страны обвинили его ненадлежащем хранении информации о пользователях и обязали онлайн-магазины удалить все приложения компании.

Официально китайский регулятор не уточнил характер претензий. Однако хронология событий — вопросы к Didi появились через несколько дней после выхода на американскую биржу — породила слухи, что все дело в утечке персональных данных китайцев в США.

Вице-президент Didi Ли Минь отверг догадки о связях с США, заявив, что компания хранит все данные на территории Китая. Вместе с тем он пообещал правительству исправить все проблемы.

7 июля китайские антимонопольщики также оштрафовали Didi и другие крупные компании (Tencent и Alibaba) на 500 тыс. юаней за проведение незаконных сделок по слиянию.

Bloomberg связал претензии к Didi и другим IT-гигантам с противостоянием с США. В частности, раздражение официального Пекина вызвал принятый в США закон, который дает американским органам доступ к документам китайских фирм, торгующих на бирже.

Или угроза для конкурентов?

Впрочем, у претензий российских таксистов к Didi есть и более прозаичное объяснение. Они просто опасаются прихода на рынок сильного конкурента — и хотят избавиться от него любыми методами.

Эксперты сулят Didi большие перспективы на российском рынке. По их словам, сервис может демпинговать цены, имея огромную финансовую поддержку из головного офиса в Китае. Это чревато вымиранием региональных операторов такси. Такая стратегия уже дала результаты — всего за два месяца Didi удалось занять второе место по поездкам в Казани.

Аналитики Goldman Sachs предрекали, что приход Didi в Россию негативно отразится на отечественных агрегаторах в краткосрочной перспективе. Наибольшие проблемы грозят небольшим представителям отрасли, у которых нет узнаваемых брендов и приложений.

21 июня «Национальный совет такси» жаловался на Didi в ФАС из-за агрессивного маркетинга (многочисленных скидок и промокодов) и переманивания водителей у конкурентов, обещая им «гарантированный заработок».

4 июня сервис такси «Максим» попросил ФАС проверить Didi, обвинив компанию в установлении цен на поездки ниже рыночных и выплате компенсаций водителям-партнерам.

После заявления «Максим» глава Минцифры Максут Шадаев и депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщили, что власти обсуждают ограничение работы китайских сервисов из-за их «экспансионистских действий».

━━━━━

Виталий Рюмшин