Jeremy Zero/Unsplash
Jeremy Zero/Unsplash

Перекрыть платежи: что грозит иностранным IT-компаниям без представительства в РФ

Эксперты предупреждают, что это «максимально несвоевременно и может быть оценено исключительно негативно»

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций опубликовало проект постановления, которое призвано обеспечить исполнение закона, обязывающего международные IT-гиганты открывать представительства в России. Какие компании могут пострадать и что им грозит за несоблюдение закона? Разбираемся.

Зачем нужен этот закон?

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявлял, что у большинства крупных IT-компаний нет представителей в Москве, хотя они зарабатывают в России колоссальные деньги.

«Приземление» понадобилось для того, чтобы побудить компании реагировать на требования Роскомнадзора устранить с сайтов опасный контент и привести их деятельность в соответствие с законодательством. По мнению сенатора, сейчас коммуникация с зарубежными IT-компаниями крайне неудобна: для связи с ними необходимо обращаться в офисы других стран, где получение ответа не всегда представляется возможным (и письма просто игнорируют).

Действие закона распространяется на иностранные ресурсы с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей. Проще говоря, это почти все современные сервисы (соцсети и видео и аудио-хостинги), которыми мы ежедневно пользуемся.

Что грозит компаниям?

Закон вступил в силу 1 июля 2021 года. Теперь за отказ открывать филиалы или представительства до 1 января 2022 года компаниям могут предъявить санкции: сначала они ограничатся предупреждением, затем им могут запретить размещать рекламу и ограничить выдачу в поисковиках, далее им заблокируют финансовые переводы, а в самом крайнем случае им замедлят или вообще приостановят работу.

Согласно документу, у Роскомнадзора будет два списка. В первый войдут компании, которые проигнорировали закон — банки будут обязаны перекрывать любые переводы этим организациям. Во второй список попадут иностранные поставщики платежных услуг, принимающих платежи для компаний из первого списка. На устранение нарушения компаниям будет даваться 30 дней, после чего их смогут заблокировать на территории РФ.

Какие компании рискуют пострадать первыми?

В предварительный список интернет-ресурсов, которые должны открыть в России представительства, вошли 20 платформ, среди которых Facebook, Instagram, YouTube, TikTok, Google, Twitter, Telegram, WhatsApp, Viber и другие.

Те, у кого представительства уже есть, также находятся в зоне риска. Во второй («черный») список могут попасть 22 иностранных поставщика платежных услуг, в том числе: Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay, AliPay и другие платежные системы. Их накажут, если они будут принимать платежи IT-ресурсов, не имеющих представительство в России.

Российским компаниям это на пользу?

На Google вместе с Facebook, Google, TikTok, Twitter и Spotify приходится 25-50% всех закупок интернет-рекламы в России, заключили «Ведомости», ссылаясь на крупнейшие в России рекламно-коммуникационные холдинги. Опрошенные изданием эксперты считают, что новые требования могут стать губительными для российского малого бизнеса, ведь большинство компаний продвигают свой продукт как раз через иностранные платформы.

Авторы закона хотят «сократить факты ухода от налогов» и «пополнить казну», считает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. По его мнению, данные меры могут усложнить рекламу товаров и услуг, что вследствие увеличит ее стоимость. «Учитывая экономическую ситуацию в стране, введение этих мер максимально несвоевременно и может быть оценено исключительно негативно», — резюмировал эксперт.

━━━━━

Никита Прунков