Цены на бензин в России достигли исторического максимума. Что с ними не так?
Биржевые цены на бензин бьют исторические рекорды. 21 июля на очередных торгах Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи цена АИ-92 превысила 57 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 вплотную приблизился к 60 тыс. Почему они растут и никак не падают? И из чего вообще складывается стоимость бензина? Объясняем.
Как формируется цена бензина?
В России цена бензина состоит из нескольких элементов: себестоимость добычи, переработка и транспортировка, маржа АЗС и нефтяников, налоги и акцизы.
Реалии российского ценообразования таковы, что себестоимость сырья в нем занимает всего лишь порядка 6-7%. При этом доля акцизов и специальных налогов (НДПИ, НДД, НДС) превышает 50%, а если учитывать дополнительные налоги, вроде НДФЛ, то она перевалит за 70%.
Нефтяники же, вопреки всеобщему убеждению, получают с продаж на внутреннем рынке очень мало прибыли. В самые худшие времена из-за издержек производства и многочисленных выплат зачастую они торгуют себе в убыток.
Какие факторы на нее влияют?
Из структуры цены на бензин можно сделать логичный вывод: стоимость топлива в России почти не зависит от колебаний мировых котировок. Главные двигатели ее роста — периодическое повышение налогов и ежегодная индексация акцизов (с 1 января их в очередной раз подняли на 4%).
На цены могут влиять и общеэкономические факторы. Например, инфляция, которая продолжает расти с начала года, и ослабление курса рубля. Нынешний всплеск цен в Минэнерго объяснили также увеличением спроса на топливо из-за восстановления экономики после пандемии и тем, что ряд нефтеперерабатывающих заводов сейчас находятся на ремонте.
Разве это никто не регулирует?
Регулирует. С 2019 года правительство ввело в действие так называемый демпферный механизм.
Работает он так. Если мировые котировки нефти дорожают, то государство платит нефтяникам за то, чтобы те ограничивали экспорт и поставляли топливо на внутренний рынок без повышения цен. В обратной ситуации, — когда мировые цены низкие, а внутренние высокие, — уже компании платят государству за получение сверхприбыли.
Демпфер высчитывают по расчетной цене, которую устанавливает государство — сейчас она составляет 52,3 тыс. рублей. Чтобы понять, кто кому должен платить, используют формулу «расчетная цена минус нетбэк». Если разница положительная — платит государство, если отрицательная — компании. Далее ее умножают на 68% — получившееся произведение и будет суммой к выплате.
Кажется, демпфер не сильно помогает…
Механизм не может полностью заблокировать рост цен, но без него было бы куда хуже. Так, в обычной рыночной ситуации при росте мировых котировок компании отправили бы большую часть запасов на экспорт, и цены на бензин буквально взлетели бы до небес.
В демпфере также есть правило, по которому нефтяники могут лишиться государственных субсидий, если повысят внутренние цены более чем на 10% по сравнению с расчетной ценой — для АИ-92 цена должна составить 57,5 тыс. рублей за тонну. Сейчас котировки уже вплотную приближаются к этим показателям (57 тыс. рублей), поэтому эксперты считают, что производители вряд ли пойдут на дальнейшее повышение.
Тем не менее этот механизм несовершенен. Его главная проблема состоит в том, что он оставляет компаниям слишком мало пространства для маневра — не дает бензину резко дорожать, но и не позволяет ему дешеветь.
Что нужно, чтобы цены начали падать?
Для этого есть три способа. Первый озвучил вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун — если рубль укрепится по отношению к доллару и евро, то и номинальная цена топлива в России будет дешевле.
Второй способ надежнее, но для его исполнения потребуется полностью поменять систему ценообразования бензина. Нынешняя в принципе не предполагает снижения цен. Чтобы исправить ситуацию, правительство может ослабить налоговую нагрузку (снизить или полностью отменить акцизы), а также пересмотреть демпфер или полностью отказаться от него.
Наконец, третий — запретить экспорт нефти за рубеж и заморозить цены. Правительство уже обсуждало такой вариант. Но это будет очень радикальным шагом с непредсказуемыми последствиями для отрасли и экономики в целом.
━━━━━
Виталий Рюмшин