Alejandro Barba/Unsplash
Alejandro Barba/Unsplash

Иноагенты по-американски: кто они и как их определяют

Раньше США применяли закон об иноагентах достаточно редко, но в последние годы их списки растут с поразительной скоростью

21 июля в США арестовали советника экс-президента Дональда Трампа Тома Баррака. Его обвинили в нарушении закона об иноагентах, и теперь 74-летнему лоббисту грозит тюремное заключение. Разбираемся, как работает этот закон и правда ли то, что его используют для преследования политических оппонентов.

Что такое FARA?

Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA) требует, чтобы физлица и организации раскрывали правительству США свои связи с зарубежными правительствами и докладывали ему о своих действиях.

Закон приняли в 1938 году. Первоначально его использовали для того, чтобы наказывать пропагандистов, действовавших в интересах нацистской Германии.

В 1966 году в него внесли поправки — акцент сместили с пропаганды на политическое и экономическое лоббирование, которое могло бы повлиять на лиц, принимающих решения. Таким образом, понятие «иноагентов» сузили.

В 1995 году из закона полностью убрали термин «политическая пропаганда». Это произошло по иску сенатора из Калифорнии, который хотел заняться распространением трех канадских фильмов о кислотных дождях и ядерной войны — всех их до этого признали «политической пропагандой».

Кто подпадает под этот закон?

Организации и физлица, которые действуют в политических интересах иностранных государств. Они должны регистрироваться в специальном списке, который ведет Минюст США. Согласно его критериям, иноагентами могут стать те, кто:

  • Вовлечен в политическую активность на территории США;

  • Занимается консультированием в области политики и связей с общественностью;

  • Оказывает информационные услуги;

  • Собирает и распределяет денежные средства (фандрайзинг);

  • Представляет интересы иностранных представительств.

У FARA есть и список исключений. В него входят:

  • Дипломатические работники;

  • Представители частных фирм и НКО;

  • Гуманитарный фандрайзинг;

  • Официальные представители иностранных организаций;

  • Лоббисты, которые входят в список по закону о раскрытии лоббисткой деятельности;

  • Люди или организаций, занимающиеся исключительно религиозной, культурной, просветительской, академической или научной деятельностью.

В законодательстве США есть и другие акты, которые перекрывают FARA. Например, закон об отношениях с Тайванем 1979 года исключал из-под действия FARA его представительства. Закон 1996 полностью запретил фандрайзинг в интересах террористических организаций.

Как все это работает?

FARA предполагает, что если субъект действует от имени иностранного государства, он должен уведомить об этом Минюст США. Ведомство может сделать это и самостоятельно, однако сперва оно должно доказать, что организация или физлицо нарушает закон.

Находящиеся в списке иноагентов должны раз в полгода отчитываться Минюсту США о своих доходах и отмечать в информационных сообщениях, что их распространяет иностранный агент. Те же обязанности накладывают на иноагентов и в России.

Незарегистрировавшимся в качестве иноагентов грозят крупные штрафы ($250 тыс.) или тюремное заключение на пять лет. Нарушение других положений (маркировка, отчетность и т.д.) чревато штрафом в $5 тыс. или заключением на полгода.

Раньше FARA применяли достаточно редко, однако с середины 2010-х гг. списки иноагентов стали расти чрезвычайно быстро. Для сравнения: в 2020-2021 гг. в них включили 129 организаций (74 в 2020 г. и 55 за первую половину 2021 г.) При этом за период 2000-2010 гг. списки FARA пополнились только на 37 организаций.

На сегодняшний день в них числится 485 первичных зарегистрированных, 2267 зарегистрированных по короткой форме (физлица) и 681 иностранное представительство.

Неугодные и неприкасаемые

Критики часто упрекают власти США в избирательном подходе к использованию FARA. По их мнению, закон плохо прописан и позволяет признавать иноагентами тех, кто неугоден правительству. В последнее время самые громкие дела по FARA касаются тех, кто так или иначе имел дело с Трампом, Россией или Украиной.

В 2018 году американский суд обвинил в нарушении FARA главу избирательного штаба Трампа Пола Манафорта и его зама Рика Гейтса в рамках дела о «вмешательстве» России в выборы. По версии следствия, они тайно представляли интересы правительства Украины во главе с Виктором Януковичем. Обоих признали виновными: Манафорт получил шесть лет тюрьмы, Гейтс — 43 дня заключения, три года испытательного срока и штраф в $20 тыс.

В том же году в США задержали россиянку Марию Бутину — ее обвинили в работе иноагентом без уведомления правительства США. Она признала вину и сказала, что работала на российского чиновника. Суд дал ей 18 месяцев тюрьмы.

В 2017 году экс-советник Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн признался в нарушении отчетности по FARA: до назначения он руководил компанией-иноагентом, работавшей с турецким правительством. Кроме того, его обвиняли в сокрытии информации о контактах с российскими дипломатами по санкциям.

Тогда же Минюст США потребовал российский телеканал RT America зарегистрироваться в качестве иноагента, пригрозив «серьезными мерами» против его сотрудников. После регистрации главред издания Маргарита Симоньян жаловалась на лишение аккредитации и трудности с набором сотрудников.

Бывали и иные случаи, когда подпадавшие под FARA организации нарушали его и умудрялись избегать наказания без видимых на то причин. Так, в 1950-1960-х гг. правительство США пыталось зарегистрировать в качестве иноагента «Американский сионистский совет», который финансировался из Израиля и действовал от его имени. В 1962 г. Минюст США направил организации официальное требование, но затем почему-то отозвал его.

Позже совет сменил вывеску и стал «Американо-израильским комитетом по общественным связям». В 2005 году его сотрудника (Ларри Франклин) и двух лоббистов (Стив Розен и Кит Вайссман) обвинили в передаче секретной информации израильским чиновникам. В итоге Франклина осудили на 12 лет, с Розена и Вайссмана сняли обвинения, а против комитета так и не возбудили никакого дела.