Jens Büttner/dpa/picture-alliance/ТАСС
Jens Büttner/dpa/picture-alliance/ТАСС

США и Германия заключили сделку по «Северному потоку — 2». Что дальше?

Теперь газопроводу — быть. Но битва за него еще не окончена

Многолетняя эпопея с «Северным потоком — 2», кажется, близится к финалу. 21 июля США и Германия наконец-то достигли компромисса, который дает «зеленый свет» завершению строительства газопровода. Могут ли его противники теперь что-то сделать и есть ли у сделки подводные камни? Разбираемся.

О чем договорились США и Германия?

В совместном заявлении они пообещали принять меры по контролю за использованием «Северного потока — 2» и оказать Украине материальную помощь. США не будут вводить санкции против оператора газопровода, но оставляют за собой право на точечные ограничения.

Германия будет вводить санкции против России, если та попытается «использовать энергетику как оружие в агрессивных действиях против Украины». Санкции будут секторальными, ограничивающими российский экспорт в ЕС.

Берлин должен эксплуатировать «Северный поток — 2» в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС.

США и Германия будут добиваться заключения соглашения по продлению транзита российского газа через Украину после 2024 года на 10 лет. Переговоры нужно начать не позднее 1 сентября.

Украине и другим восточноевропейским странам помогут в переходе на новые виды энергетики, чтобы сократить зависимость от России. Инвестиции в Украину составят порядка $1 млрд. Для этого Германия создаст «Зеленый фонд», куда также вложатся США и другие инвесторы. Берлин должен будет внести туда первый взнос в размере $175 млн.

Германия дополнительно будет поддерживать двусторонние энергетические проекты с Украиной, включая переход к возобновляемой энергии, усиление возможностей по реверсным поставкам газа и подключение к европейской электросети.

Как на это отреагировала Украина?

Новости о достижении компромисса между Вашингтоном и Берлином в Киеве встретили мягко говоря прохладно. Даже несмотря на то, что ранее, как сообщало издание Politico, администрация Байдена просила их воздержаться от критики соглашения и не обсуждать ее с Конгрессом.

Вечером 21 июля Украина и Польша выпустили совместное заявление, в котором упрекнули США и Германию в создании угрозы безопасности Восточной и Центральной Европы и пообещали продолжить противодействие проекту. По их словам, такие договоренности нужно согласовывать с теми, кому газопровод «угрожает» больше всего.

Пресс-секретарь президента Украины Владимира Зеленского Сергей Никифоров раскритиковал соглашение за отсутствие конкретики о том, как США и Германия будут исполнять его положения.

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в своем Twitter объявил об инициации консультаций с Германией и ЕС по «Северному потоку — 2», указав на нарушение принципа диверсификации Энергетического союза ЕС.

В свою очередь спикер Рады Дмитрий Разумков направил письмо в Конгресс США с просьбой продолжить санкционную политику по «Северному потоку — 2». Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко также сообщил, что конгрессмены готовы бороться с газопроводом.

А что говорят в России?

Президент РФ Владимир Путин в разговоре с Ангелой Меркель выразил удовлетворение скорым завершением строительства «Северного потока — 2».

При этом у российского посла в США Анатолия Антонова возникли к сделке вопросы. Он указал на враждебную тональность заявления США и Германии и беспочвенные угрозы в адрес Москвы и вновь призвал прекратить упоминать газопровод в политическом контексте.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков также раскритиковал соглашение за формулировки об «агрессии» России в отношении Украины.

Что будет с «Северным потоком — 2»?

Можно с уверенностью сказать, что теперь газопровод точно достроят. Ранее исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг сообщал, что его завершат уже в августе. Сейчас он готов на 98%. Казалось, на этом сложная история его строительства заканчивается. Но в действительности подводные камни еще остаются.

Главная проблема сделки по «Северному потоку — 2» в том, что она не имеет юридической силы. При этом Байдену так и не удалось преодолеть сильное сопротивление со стороны Конгресса — вопрос в только в том, удастся ли Украине воспользоваться оставшимся временем и продавить вариант жестких санкций через него.

Многое будет зависеть от того, как пройдет доклад Госдепа по «Северному потоку — 2» в Конгрессе 19 августа (прошлый вызвал бурю негодования у законодателей), и визита Зеленского в Вашингтон, который должен состояться 30 августа. Конгрессмены уже просят Байдена изменить дату, чтобы они могли сами встретиться с президентом Украины.

Кроме того, после завершения газопровода Германии и России предстоит решить, будет ли «Северный поток — 2» подпадать под Третий энергопакет ЕС. Если да, тогда его мощности придется ограничить на 50%, а управление передать сторонней независимой компании.

━━━━━

Виталий Рюмшин