Jordan Strauss/Invision/AP/ТАСС
Jordan Strauss/Invision/AP/ТАСС

Война бесконечности. Почему киноделы и студии спорят из-за онлайн-кинотеатров

Может показаться, что борьба идет за непередаваемую атмосферу традиционного кино. Но в реальности все дело в деньгах

30 июля актриса Скарлетт Йоханссон подала в суд на Disney из-за выпуска «Черной вдовы» на стриминговом сервисе Disney+. Это уже не первый случай, когда звезды спорят со студиями из-за онлайн-кинотеатров. Объясняем, в чем причина конфликта и почему в будущем можно ждать больше подобных исков.

Почему Йоханссон решила судиться с Disney?

Актриса обвиняет Disney в том, что студия выпустила картину «Черная вдова» одновременно в кинотеатры и на своем онлайн-сервисе Disney+. Йоханссон считает, что таким образом она нарушила заключенный с нею контракт.

В иске указано, что по условиям договора часть гонорара Йоханссон зависела от собранной кассы. При этом Marvel гарантировала ей эксклюзивный выпуск фильма в кинотеатрах.

По мнению актрисы, решение запустить фильм на стриминге «мешает ей получить в полной мере преимущества от сделки». При этом Disney «умышленно подтолкнул Marvel» к нарушению сделки.

В Disney отвергли все претензии Йоханссон. Представитель компании подчеркнул, что она выполнила условия сделки, и упрекнул актрису в пренебрежении последствиям эпидемии COVID-19.

Киноделы против стриминга

Иск Йоханссон — лишь один эпизод в борьбе киноделов с онлайн-кинотеатрами, которая тянется с прошлого года. Студии стали отдавать предпочтение стримингу из-за закрытия кинотеатров во время пандемии COVID-19 (хотя первые поползновения начались гораздо раньше и были связаны с оглушительным успехом Netflix). Это очень не понравилось многим режиссерам и актерам.

В декабре 2020 года разразился скандал из-за решения Warner Bros. выпустить все премьеры на 2021 год одновременно в кинотеатрах и на своей платформе HBO Max.

В результате студии пришлось пересматривать контракты с многими актерами и продюсерами. Так режиссер фильма «Чудо женщина 1984», Пэтти Дженкинс и сыгравшая в нем актриса Галь Гадот получили дополнительно по $10 млн.

Режиссер Кристофер Нолан назвал решение студии «настоящим надувательством», а HBO Max — худшим стримингом. Позже он отказался от работы с Warner Bros.

Из-за чего весь сыр-бор?

Долгое время на кинорынке действовало правило 90 дней. Работало оно так: сначала студии давали эксклюзивные права на прокат своих фильмов кинотеатрам, через 74 дня их разрешалось выводить в онлайн, а после картины оказывались и на других носителях.

Эта система позволяла каждому получить свой кусок денежного пирога. Примерно 50% прибыли с продаж билетов уходило кинотеатрам. Актеры и режиссеры тоже получали от них отчисления вдобавок к основному гонорару, если это входило в контракт.

Схема, при которой фильм выпускают одновременно и в кино, и в онлайне, выгоднее для студий, которые владеют стриминговыми сервисами. В выигрыше будут и киноделы средней руки: они могут продать права на фильм сервису за единовременную выплату и потом не волноваться о том, как картина покажет себя в прокате.

А вот проекты уровня А+, зарабатывающие миллиарды долларов, начинают сильно проседать в сборах. Ведь для просмотра новинки зритель может просто купить подписку на онлайн-платформу вместо того, чтобы купить билет в кино. Из-за этого деньги теряют и звезды, чьи контракты привязаны к бокс-офису.

Актеры действительно в пролете?

Похоже, что да. С учетом того, что успешная картина может приносить киноделам астрономические суммы, счет будет идти на десятки миллионов долларов.

Так, «Чудо женщина 1984» вышла в рождественские каникулы и заработала всего $16,7 млн за первый уик-энд в США. При этом первая часть франшизы, вышедшая в 2017 году исключительно в кинотеатрах, собрала более $103 млн.

«Черная вдова» от Marvel стартовала лучше, заработав за первый уик-энд $117 млн. Однако уже во вторую неделю прибыль обрушилась на 67% (до $26 млн), что стало худшим результатом фильмов Marvel с 2009 года, когда Disney приобрела права на франшизу.

Аналитики сошлись во мнении, что причиной обвала стал смешанный показ картины. Сама Disney сообщила, что картина принесла дополнительно $60 млн платформе Disney+. При этом Йоханссон, по подсчетам знакомых с контрактом актрисы источников газеты The Wall Street Journal, могла потерять $50 млн.

━━━━━

Виталий Рюмшин