Триумф Big Data или произвол? IT-компания уволила 150 человек из-за их онлайн-активности
4 августа в сети появился скриншот сообщения основателя фирмы Xsolla Александра Агапитова, в котором говорилось об увольнении сотрудников после анализа их работы «командой биг даты». Всего Агапитов попрощался со 150 сотрудниками пермского отделения (позже компания уточнила число, со 147) — отчет показал, что они были недостаточно продуктивными. Общественность не оценила действия Агапитова, в частности, тон письма и применение «биг даты». И вообще — законно ли получать сведения из личных устройств сотрудников? Разбираемся в ситуации.
Так за что именно уволили 150 человек?
Основатель Xsolla охарактеризовал уволенных сотрудников как «невовлеченных и малопродуктивных». Анализ их онлайн-активности показал, что они «не всегда присутствовали на рабочем месте, когда работали удаленно».
Сообщение было отправлено тем сотрудникам, которых Агапитов решил уволить. Также, судя по тексту, к сообщению был приложен список «отчисленных» сотрудников, но их фамилий на скриншоте нет.
В течение дня появился скриншот еще одного сообщения, которое Агапитов написал после полученных писем от уволенных сотрудников. В нем он признается, что многих его «прямое письмо» могло расстроить, однако личный разговор сути не поменял бы.
В 2017 году глава компании рассказывал, что «сотрудникам платят не за количество отработанных часов, а за результат». А в профайле на HH Xsolla уточняла, что организует «рабочий день с учетом спринтов и командной работы», при этом «во сколько начинать и заканчивать работу», компания решает самостоятельно.
Агапитов основал Xsolla в Перми в 2006 году, сейчас головной офис компании находится в Лос-Анджелесе. IT-компания занимается упрощенными приемами платежей для издателей, разработчиков и дистрибьюторов игр. Среди партнеров — Twitch, Epic Games и другие. В апреле 2021 года инвестбанки оценили компанию в $2-3 млрд.
Уволили не только разработчиков
Xsolla начала внутреннее расследование из-за утечки письма. Агапитов объяснил Forbes, что формулировка мыслей в письменном виде — один из важнейших принципов компании: «Кроме того, после перехода в диджитал из-за пандемии многие устали от видеозвонков».
По словам предпринимателя, его целью было удаление 10% сотрудников с низкой зарплатой, а под сокращение попали те, «про которых в доковидные времена можно было бы сказать, что они просто не ходят на офис». Именно работники в Перми получали самый маленький оклад — $2 тыс. ежемесячно и меньше. Например, среди уволенных были два бариста и две хостес.
В анонимных неподтвержденных комментариях пользователи Twitter рассказали, что в список на увольнение попала сотрудница, которая занималась кухней и не заходила в таск-менеджер Jira. В список уволенных включили бывших сотрудников (также по неподтвержденным данным). Один из них предположил, что действия руководства связаны с ликвидацией целых команд, что потенциально означает закрытие отдельных сервисов и продуктов.
На сайте отзывов о работодателях Glassdoor в профиле Xsolla можно обнаружить несколько сообщений от других экс-сотрудников, в которых критикуется глава компании и корпоративная культура — например, микроменеджмент под страхом наказания и перекладывание вины друг на друга.
Подобное увольнение сотрудников вообще законно?
«Наши программы позволяют извлекать огромный массив данных, и мы можем понять увлеченность людей, их заинтересованность в будущем компании», — написал Агапитов. В связи с этим у пользователей возник вопрос: правомерно ли отслеживать активность сотрудников на сервисах и мессенджерах?
Основательница «Лаборатории карьеры Алены Владимирской» назвала кейс показательным, так как использование методов биг даты в таком ключе — крайне неэффективно и глупо, а измерять сотрудников необходимо не уровнем вовлеченности, а результатами. Также Владимирская посоветовала обращаться в суд, в России — в трудовую инспекцию.
Анализировать личные профили и данные, выходящие за спектр рабочих систем, работодателю незаконно (как я понимаю, у части людей трекались личные компы, потому что люди работали на удаленке на своей технике). Особенно, если ты крупная международная компания и рвешься к высокой оценке и публичности.
一 Алена Владимирская, Основательница «Лаборатории карьеры Алены Владимирской»Юрист по трудовому праву Галина Енютина объяснила PostNews, что если отслеживание вовлеченности сотрудников в компании было предусмотрено изначально, то оно не нарушает условия труда. «Однако если вас не уведомили об отслеживании рабочего времени, то процедура с увольнениями некорректна. Сотрудник ведь может работать, например, на другом ПК, и это не значит, что он не вовлечен», — добавляет Енютина.
Также вопрос тесно связан с обработкой персональных данных — работодатель обязан вести такой учет, поэтому он имеет право даже без согласия работника обрабатывать их, об этом прямо сказано в ТК РФ. Другое дело, что отслеживание на сервисах и мессенджерах должно быть предусмотрено локальными нормативными актами, особенно когда вашу активность анализирует робот, подчеркнула юрист.
Тем не менее в российском суде нарушение прав будет сложно доказать на национальном уровне, на уровне европейского суда вероятность куда больше. Кроме того, и само сокращение могут признать незаконным, если работодатель нарушит процедуру, приняв на место уволенных других сотрудников. Тогда этих людей должны будут восстановить на работе.
Управляющий партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и Партнеры» Александр Надмитов рассказал РБК, что в случае увольнения по односторонней инициативе решение также можно оспорить в суде.
В данном случае увольняют на основании того, что работники мало участвовали в чатах и писали мало писем. Являлось ли это их обязанностью по трудовому договору и локальным актам? Работодатель может избежать конфликта в данном случае, только если сможет уволить работников по соглашению.
一 Александр Надмитов, Управляющий партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и Партнеры»Сам глава Xsolla в своем письме не уточнил, как именно будет решен вопрос с увольнением сотрудников. Но пообещал помочь им устроиться на новое место, где они будут «получать больше, а работать меньше».