Nathan Oh/Unsplash
Nathan Oh/Unsplash

Комика арестовали на 10 суток из-за шутки. Это вообще законно?

Любое публичное высказывание может иметь последствие. Но есть способы избежать наказания

10 августа Таганский суд арестовал стендап-комика Идрака Мирзализаде по административному делу о возбуждении ненависти либо вражды (ст. 20.3.1 КоАП). Комик вину не признал. Поводом для возбуждения дела стал вырванный фрагмент из выступления Мирзализаде на YouTube-шоу «Разгоны», в котором Идрак рассказал про испорченный «русскими» матрас. Мы спросили у юриста, где находится грань между шуткой и законом и что можно сделать, чтобы предотвратить судебные разбирательства.

Над чем именно пошутил комик?

Во время выступления в передаче «Разгоны» комик рассуждал о сложностях, с которыми сталкиваются арендаторы неславянской внешности. Идрак вспомнил, как выносил матрас, который был «весь в говне», припомнив, что до него квартиру снимали славяне.

Фрагмент выступления заметил телеканал «Царьград» и журналист Владимир Соловьев, назвавший комика «негодяем». Журналист призвал возбудить дело о возбуждении ненависти. После этого в адрес Мирзализаде последовали тысячи угроз. 23 июня в Москве на него напали два человека — они выследили его от стендап-клуба.

Позднее Мирзализаде отметил, что никто не обратил внимания на другой вырезанный фрагмент, где он рассказывал о ксенофобии в отношении себя. Как добавил комик, смысл шутки о матрасе состоял в том, чтобы «высмеять суждения по одному негативному инциденту о целом народе — то, с чем сталкивается любой неславянин в СНГ регулярно». Также Мирзализаде уточнил, что он «оскорбил только чувства ксенофобов».

Можно ли сажать за шутку?

Юрист Эльмира Копаница уверена, что ситуацию можно считать судебным прецедентом: «Это не означает, что подобное происходит впервые, а скорее именно в таком контексте, учитывая и то, что в России пока что не так много похожих дел». Как правило, до привлечения к ответственности просто не доходит, потому что конфликт сторон стараются решать «полюбовно».

Копаница считает, что арест и тюремное заключение в России возможны после шутки, если она кого-то унизит или оскорбит. «Любое высказывание можно «подставить» под статью. В развитых странах тоже есть такая практика — механизм ответственности, поэтому комики заранее анализируют, что и как говорить. Следовательно, наш прецедент не означает внезапную “охоту на ведьм”».

Главной причиной возникновения правовых прецедентов Копаница называет открытое распространение информации в сети. Если раньше на комика смотрели преимущественно вживую, то сейчас охваты его выступлений стали гораздо больше, что привело к идеологически разнообразной аудитории. «К тому же при онлайн-просмотре не в полной мере чувствуешь атмосферу выступления и настроение. А теперь представьте, что происходит с вырезанным куском, который люди начинают друг другу рассылать, вообще не зная контекста», — добавляет эксперт.

Как комикам защитить себя?

Чтобы оградить себя от возможных последствий, комику стоит в начале выступления предупреждать о том, что он не хочет кого-либо обидеть или отдельно проговорить это перед потенциально острым моментом, считает юрист. «Если шутка состоялась, и в итоге вы задели чьи-то чувства, то лучше публично извинитесь. Как правило, этого достаточно, чтобы ситуация не получила развитие», — добавляет Копаница.

Обобщения в шутках до больших групп по расовому, религиозному, национальному и любому другому признаку — всегда опасно. Если комик хочет рассказать о негодовании по поводу какой-то ситуации, ему нужно высказать отношение к ней и к людям, которые так себя ведут. Не стоит сводить к тому, что они так поступили, потому что относятся к какой-то группе. Таким образом вероятность нежелательного внимания куда меньше, уверена юрист.

А в других странах сажают комиков?

США: американские комики чувствуют себя весьма свободно, но так было не всегда. В 1964 году комика Ленни Брюса арестовали в Нью-Йорке прямо во время выступления из-за использования нецензурной лексики. Через восемь лет его судьбу повторил Джордж Карлин — его задержали на летнем фестивале после одного из самых известных стендапов «Семь слов, которые вы никогда не сможете сказать по телевизору». Тогда Верховный суд вынес решение, согласно которому выступление Карлина сочли допустимым — случай стал прецедентным.

Вскоре комики стали раскрепощенней: чернокожий сатирик Дик Грегори высмеивал законы о расовой сегрегации в США, Стивен Кольбер шутил про администрацию президента Буша, находясь в десяти футах от него — все благодаря Первой поправке американской Конституции, гарантирующей свободу слова и исключающей какое-либо юридическое преследование.

Египет: ситуация с комиками в развивающихся странах более пессимистична — там за шуткой в адрес президента может сразу последовать арест. Это произошло с комиком Бассемом Юсефом в 2013-м году, его выступление расценили как оскорбление власти.

Мьянма: 59 лет тюремного заключения получил самый известный сатирик Мьянмы по имени Зарганар. Его считали культурным феноменом, потому что его выступления сопровождали 30-летнюю борьбу с военной хунтой. Зарганар в переводе означает «пинцет», поэтому миссия сатирика состояла в том, чтобы «вытащить страх» из сограждан.

Индия: в феврале 2021 года комика Мунавара Фаруки арестовали на 25 суток за шутку про индийских богов, якобы произнесенную во время репетиции. Сначала полиция задержала комика без состава преступления, а вскоре сама же призналась в отсутствии доказательств и выпустила Фаруки под залог.

Бразилия: в 2019 году бразильский комик получил тюремный срок за видео-шутку, адресованную депутатке Марии ду Росариу. На тот момент видеоролику было уже два года: на нем комик Джентили разрывает уведомление, полученное от конгресса с просьбой удалить несколько оскорбительных твитов (в адрес политика), после чего засовывает куски бумаги в трусы с показательным жестом.

Суд приговорил Данило Джентили к шести месяцам заключения. «Я предпочитаю сидеть в тюрьме, чем стоять на коленях. Не думаю, что сделал что-то плохое», — заявил комик в ответ на решение суда. Прецедент осудила общественность за посягательство на свободу слова.

Европа: хотя отношение к шуткам в каждой стране интерпретируется по-своему, едиными остаются общие рамки по оскорблению действующей власти. Так, в Англии есть закон, запрещающий разжигать религиозную ненависть или использовать оскорбительные слова — недовольство по этому поводу выражал известный комик Роуэн Аткинсон («мистер Бин»), он называл подобные ограничения цензурой.

В Италии за пасквиль в адрес премьер-министра или Папы римского можно получить до пяти лет лишения свободы. Например, таким образом до суда почти дошло дело Сабины Гуццанти, одной из самых популярных политических сатириков Италии. Она раскритиковала папу Бенедикта XVI и католическую церковь за ее позицию в отношении гомосексуализма.

━━━━━

Эльвира Асмакиян