Как нужно хвалить своих детей, чтобы они лучше учились?
Девиз многих поколений — не баловать детей, не хвалить, это вредно, а то ребенок зазнается, ничего не добьется, разочаруется в жизни, и падать вниз с высоты своих ожиданий ему будет очень больно.
Это палочка о двух концах — из-за такой точки зрения зачастую у многих людей с детства глубоко сидят комплекс неполноценности, низкая самооценка и абсолютное отсутствие веры в себя. Эти проблемы усложняют жизнь, а работать с ними очень трудно. Так что же лучше — недохвалить или перехвалить? Есть ли золотая середина?
Согласно последним исследованиям, похвала хорошо влияет на успехи ребенка в учебе, ведь он верит в свои силы, пусть изначально его способности и не выше средних.
Если вы говорите ребенку, что у него ничего не получится — у него и не получится
Дети чаще всего будут соответствовать вашим ожиданиям — если родители или учителя считают, что ребенок не старается, что у него нет талантов, он и сам в это поверит. Исключения — единицы. То, что говорят ребенку о его способностях, становится своего рода пророчеством.
Ученые собрали данные по более чем 2600 школьникам из Австралии и следили за их успехами в учебе с помощью тестов.
Также они спросили главных опекунов детей (в основном, мать) о том, какие у их ребенка способности к учебе — средние, ниже среднего или выше среднего.
Ученые выяснили, что те дети, чьи родители переоценивали их способности, лучше справились с контрольными тестами, чем те дети, родители которых негативно отзывались о своем ребенке. Также у «позитивных» детей заметно вырос интерес у учебе.
Позитивный настрой и похвала родителей очень влияют на успехи ребенка. Оптимистично настроенные родители больше заинтересованы в образовании своего ребенка, могут мотивировать ребенка, помочь ему с домашней работой, если ребенок попросит, а не кричать на него, не ругать и не контролировать все его действия.
Отцы и дети
Часто дети тех родителей, кого мало хвалили — в основном речь про старшие поколения 40-х–60-х годов, мало хвалили и своих детей, ведь их так учили. Винить их за это не нужно — они не знали, как можно по-другому. Так они боялись «избаловать» или «испортить» детей.
Но теперь молодые поколения воспитывают своих детей совсем иначе, и даже старшие поколения признают, что похвала положительно влияет на самооценку детей, на их выбор, стойкую жизненную позицию и отношения с другими людьми.
Вопрос уже не в том, стоит ли хвалить своих детей или нет — определенно, стоит.
Вопрос больше в том, КАК это делать.
Перехвалить ребенка?
Не вредно ли чрезмерно хвалить ребенка и завышать его ожидания? Не повредит ли это ему в дальнейшей жизни?
В воспитании всегда есть противоречия — не слишком ли много похвалы. Нет, не слишком. Если вы хвалите ребенка за его усилия, за хобби и успехи — нет большого риска переусердствовать. Вы поощряете любознательность, трудолюбие и исполнительность, здесь невозможно перехвалить.
Профессор Паркер, автор исследования, отвергает идею о том, что слишком много похвалы — вредно. В современных школах все постоянно высказывают мнение о ребенке — учителя, воспитатели и другие дети. Мир и так постарается закидать ребенка негативом, так почему бы не похвалить его дома?
Как же лучше хвалить?
Конечно, хвалить нужно не за все подряд — похвала должна быть определенная.
Нужно постараться вселить в ребенка уверенность и любовь у изучению нового.
«Ты у нас такой умный!» — не самый лучший вариант.
Вместо этого лучше поинтересоваться, чем занят ребенок — хобби или домашним заданием, и прокомментировать в духе: «Это так интересно!» или «Мне так нравится, чем ты занимаешься! Что ты об этом думаешь?»
Так вы поощряете интерес ребенка и одновременно хвалите его, что он такой молодец и занимается таким интересным делом. Это занятие не зависит от вашей похвалы, но его изучение поощряется вашей похвалой.
Конструктивная критика и похвала
Когда вы даете ребенку конструктивную критику, важно не забывать его похвалить.
Так же и со взрослыми — между двумя комплиментами хорошо высказывать критику.
Можно хвалить вашего ребенка четыре или пять раз — каждый раз, когда вы хотите указать на какой-то недочет. Такое соотношение может быть полезным в качестве ориентира, так конструктивная критика воспринимается хорошо, и ребенок сам постарается это исправить, ведь разговор оставит после себя приятное впечатление — ему указали на недочет, но при этом похвалили за несколько вещей. При таком раскладе куда больше желания улучшить свое поведение.
Похвала лучше всего работает, когда она искренняя, так что, если вы очень довольны тем, что делает ваш ребенок, и гордитесь им — обязательно об этом скажите, ребенок поймет, что вы действительно так считаете.