Палаточный лагерь, пикеты и штрафы: как активисты спасают парк от строительства трассы
10 августа жители Волгоградской области разбили палаточный лагерь — таким образом они выступили против строительства скоростной дороги на территории биосферного резервата ЮНЕСКО, где находится уникальный природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Активисты заявили, что стройка нарушает два федеральных закона: «Об охране окружающей среды» и «О животном мире». В ходе развернувшейся эко-кампании уже есть первые штрафы за нарушение порядка, а региональная повестка превращается в федеральную. Объясняем, что происходит близ Волгограда и почему важно за этим следить.
Что случилось?
В июле текущего года на территории парка «Волго-Ахтубинской поймы» началось строительство скоростной автомобильной дороги Волгоград — Волжский. В рамках проекта должны быть построены четыре мостовых перехода через ерики и два путепровода.
Работы организовал комитет транспорта Волгоградской области. Стоимость строительства специалисты оценили в 5,6 млрд рублей, а контракт на выполнение работ получило ярославское АО «Группа компаний ЕКС». Поначалу работам препятствовали особые положения о национальном парке, но Минприроды изменило его, разрешив вырубку леса.
«Кавказский узел» со слов одного из активистов пишет, что Минприроды в ответном письме Общественной палате сообщило следующее: «Минприроды России не наделено полномочиями по внесению изменений в нормативные правовые акты субъектов РФ», однако при этом «органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения об изменении режима особой охраны ООПТ регионального значения с Минприроды России». «Игра слов и манипуляции», — подытоживает активист.
Против стройки сразу выступила общественность — 7 июля около 50 жителей Волгоградской области собрались на месте строительства дороги и потребовали от прокуратуры и полиции провести проверку из-за незаконной вырубки дубов. Одиночные пикеты прошли 7 августа в Москве и Волгограде. По словам одной из активисток, тогда контролирующие строительство ведомства никак не отреагировали на стройку.
Девушка добавила, что в регионе уже есть трасса, проведенная в районе поймы, но на ней часто происходят аварии из-за узкой дороги. Поэтому было бы достаточно либо расширить ее, либо проложить дополнительную трассу через пустоши, а не редкие виды флоры и фауны, которые находятся в парке сотни лет.
Росприроднадзор также не поддержал проект, разрешающий вырубку. Против выпустило Российское географическое сообщество, а Greenpeace попросил Генпрокуратуру прекратить работы. Волжская природоохранная прокуратура, проверив факт стройки, вынесла предостережение компании-застройщику. Вырубку деревьев приостановили, но земляные строительные работы продолжаются.
Почему парк защищают?
Greenpeace утверждает, что для строительства на территории поймы требуется вырубить около 8,5 тыс. деревьев. Такие действия напрямую нарушают режим природного парка, поскольку там запрещена деятельность, приводящая к гибели растительного покрова.
На территории «Волго-Ахтубинской поймы» обитают животные, занесенные в Красную книгу России и Волгоградской области. Также в парке произрастают уникальные растения, многие из которых считаются редкими. В числе краснокнижных — 10 видов сосудистых растений и 53 вида птиц. Greenpeace уверен, что трасса разрушит их среду обитания.
«Игнорируя законы и мнение своих жителей, власти Волгоградской области заставляют граждан идти на крайние меры, — заявил руководитель программы Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. — Мы все еще надеемся, что федеральные власти и прокуратура дадут соответствующую оценку незаконному строительству и примут меры к его прекращению, не превращая Волго-Ахтубинскую пойму в очередную экологическую горячую точку на карте нашей страны».
Какая обстановка в пойме сейчас?
Как сообщает Greenpeace, в данный момент на территории снят почвенный покров, уничтожена растительность и вырублено около сотни деревьев. Предварительный ущерб, нанесенный почвенным беспозвоночным, уже превышает 50 млн рублей.
Уже оштрафованы первые активисты, причина — нарушение порядка проведения пикетирования. В частности, штрафы получили две участницы «народного схода», одной из них, 74-летней местной жительнице, придется выплатить штраф в размере 150 тыс. рублей. Другие активисты уже организовали сбор средств для погашения штрафов.
За поддержку и участие в акции из «Единой России» исключили депутата Волгоградской облдумы Александра Осипова. Вместе с членством в партии Осипов лишился председательства в профильной комиссии, партийного содержания и служебного автомобиля.
«Палатки замечены на зеленой стоянке недалеко от места, где начались подготовительные работы к прокладке первого участка третьего пускового комплекса моста через Волгу», — сообщили 10 августа в паблике «ROAD HELP Волжский». Вскоре туда прибыла полиция с комитетом природных ресурсов Волгоградской области — сотрудники изъяли у активистов палатки, а протоколы об изъятии составили выборочно, заявив, что лагерь был разбит в запрещенном месте.
Накануне активисты предупреждали региональные власти об установке палаточного лагеря, если ведомство не предоставит им экологическую экспертизу проекта строительства трассы. Указав точные координаты в сообщении, активисты пригласили всех желающих присоединиться к акции.
Другие резонансные эко-кампании
Куштау. В августе 2020 года активисты вышли на защиту шихана, на месте которого «Башкирская содовая компания» решила искать известняк. Менее чем за неделю число задержанных в ходе протестов превысило 90 человек, треть из которых получила административный арест. Широкая общественная огласка помогла присвоить Куштау статус памятника природы регионального значения и прекратить добычу природных ископаемых.
Мусорный полигон. Весной 2018 года жители Волоколамска стали поступать в больницы с одинаковыми симптомами — жжением в горле и головной болью. Как выяснилось, всему виной близлежащий мусорный полигон «Ядрово», куда свозили столичный мусор. В знак протеста на улицы городка вышли около 5 тыс. человек, потребовав немедленного закрытия объекта. Через полтора месяца с полигона вывезли последний груз с мусором, а входные ворота заварили. «Ядрово» пообещали рекультивировать и построить на его месте безопасный парк.
Шиес. В районе железнодорожной станции Шиес, недалеко от Сыктывкара, рабочие в 2018 году принялись вырубать лес. Власти региона организовали «новое предприятие» для приема мусора из Москвы, и ехать он должен был как раз через Шиес. Губернатор Игорь Орлов заверял, что полигон не нанесет экологический вред, но жители доверием не прониклись и вышли на протестную акцию. В одном Архангельске на акцию вышли более 10 тыс. человек с последующими задержаниями. Стройку остановили только спустя год, когда президент РФ Владимир Путин призвал прислушаться к мнению местных жителей, после чего Орлов ушел в отставку.
━━━━━
Эльвира Асмакиян