Noah Silliman/Unsplash
Noah Silliman/Unsplash

Девятилетняя вундеркинд поступила в МГУ: можно ли так рано отправлять детей в университет?

Нет — и вот почему

Алисе Тепляковой всего девять лет, но она уже успела получить школьный аттестат (в семь лет), успешно сдать ЕГЭ по четырем предметам (в восемь лет), а после пройти дополнительные вступительные испытания в МГУ им. Ломоносова (в девять лет). Девочка находится на домашнем обучении с четырехлетнего возраста — образованием Алисы и шестерых ее братьев и сестер занимаются родители, у каждого из которых по два высших образования. Мама и папа не считают своих детей вундеркиндами, однако их дети начинают читать уже с трех лет. Алиса уже поступила в ведущий российский вуз, ее семилетний брат сдал ОГЭ за девятый класс, а пятилетняя сестра окончила начальную школу.

По просьбе PostNews детский психолог Дарья Дугенцова объясняет, можно ли так быстро обучать детей и отправлять девятилетнюю девочку учиться в университет.

«Девочка может просто стать отшельником в университете»

Вот окончит Алиса Теплякова бакалавриат, получит магистратуру, степень, а дальше что? Она могла бы быть прекрасным научным исследователем, но не специалистом, оказывающим услуги. Представьте, если Алиса выберет детскую психологию — как она сможет заниматься ей, если сама лишилась нормального детства? К тому же, прежде чем проводить консультации, придется самой пройти терапию. На этом этапе у выросшей девочки-гения образуется немало вопросов о себе.

Она поступила в университет в том возрасте, когда обычный ребенок только проходит стадию познания мира в форме игры. Алиса же теперь студентка первого курса МГУ. Ей будет очень тяжело. Кто-то будет относиться к ней с пониманием, но, к сожалению, их окажется мало, а вот непонимающих студентов вокруг будет куда больше. Ведь там тоже есть внутренняя конкуренция: за успешную сдачу экзамена и прочие достижения.

Определенно в такой ситуации девочке нужен психолог, чтобы в один прекрасный момент у Алисы не произошел нервный срыв. Чтобы предотвратить возможные невротические привычки — грызть ногти, наматывать волосы на палец или ногой стучать.

Девочка может просто стать отшельником в университете и по итогу общаться только с семьей, будучи уверенной, что весь мир против нее. И после этого девочка лишится не только школьной социализации, но и студенческой.

Общение вундеркинда с другими детьми

В общении с ровесниками также произойдут проблемы. Так как ребенок умный, он не может найти общие темы для разговора с другими ребятами. Если девочки будут обсуждать любимые игрушки, ей вряд ли это будет интересно, а других девочек вряд ли заинтересует тема психологии, потому что просто не поймут.

В пубертате большая вероятность того, что Алиса задастся вопросом: «А где мне найти человека, с которым будет интересно?» Только если она найдет такого же вундеркинда. Но таких людей тоже надо еще поискать.

Одно дело, если бы она была вундеркиндом в математике, где главный предмет — логика построения. А здесь ребенок будет изучать психологию. Из-за постоянного анализа поведения ей будет самой сложнее общаться с другими детьми и подростками. Поэтому не надо забирать у ребенка детство.

Вундеркинды в моде

На самом деле, из 30 млн человек рождается один гений, то есть их очень мало. А «выращивать» вундеркиндов сейчас очень популярно и модно — с малых лет ребенка учат физике, математике, иностранным языкам. За счет этого родители могут компенсировать собственные неудачи. Заметьте, что родители вундеркиндов любят свою медийность: они приводят детей на телепередачи, разрешают их снимать, используют Книгу рекордов Гиннесса.

Чаще всего нереализованность родителей связана с отсутствием признания. Вот у родителей Алисы по два высших образования, но при этом их нереализованность может состоять в непопулярности. Или тот факт, что они живут в однушке — может, с помощью дочери и ее способностей они смогут заработать и улучшить материальное положение.

В глазах родителей вундеркиндов их дети предстают как герои Marvel или DC. Взрослые думают: «Ой, я тоже так хочу», но они понимают, что это невозможно. И чтобы хоть как-то исполнить свою собственную мечту, они решают делать с детьми то, что может кому-то показаться невозможным.

Необычайно развитые дети действительно рождаются, но родители часто об этом не подозревают. Зачастую это именно дети-хулиганы — в среднем, у них более высокий уровень IQ. Ко мне приводят ребенка и говорят: «Что мне делать с этим балбесом?» Я смотрю, а это очень умный, чуткий и вообще замечательный парень.

Взращивание вундеркиндов было популяризировано только в последнее время. На Западе это направление было популярно и раньше, с развитием социальных сетей мода пришла в Россию — примерно лет десять назад. Родителям необходимо показать в Instagram какой у меня умный ребенок или «у вас ребенок не очень, а у меня очень».

«Все должно быть постепенно»

С точки зрения развития, подобная тенденция однозначно вредит детям. Предположим, что есть ребенок, которому родители привили знания по физике. Часто обучение начинается с полуторагодовалого возраста («Сложи два плюс два») или элементарных физических формул. Во время взросления у ребенка остается направленность именно на физику — он учится часами, порой даже на детской площадке. На самом же деле, все должно быть постепенно.

В полуторогодовалом возрасте ребенок еще не может выразить свою «хотелку», например, осознанно заявить, что сейчас ему не интересна физика, а вместо этого он хочет ручку погрызть. То есть у ребенка, по сути, нет выбора. Родитель сказал делать, значит, будет делать. Он же не знает, как бывает по-другому. Со временем ребенок привыкает к такому режиму, и ему больше нечем заниматься.

Осознанно дети начинают читать примерно в пять-семь лет, поэтому заставлять его раньше осваивать чтение бессмысленно. В раннем возрасте буквы для ребенка вообще ничего не значат. Начиная обучать чтению и письму раньше, мы заменяем другую вещь в развитии, которая должна была прийти в именно этот момент.

Конкретный возраст направлен на конкретное развитие и конкретную функцию организма. Почему вундеркинды часто не социализированы? Дошкольный и младший возраст — период постоянного общения, предназначенного для понимания своих сверстников и взрослых, анализа своих чувств и развития эмпатии.

Что происходит у вундеркинда? У него происходит «физика». Он концентрирует свое внимание только на одной вещи, что мешает развиваться ему в других. Чтобы их потом восстановить, ему предстоит долгая работа с психологами. Очень редкий случай, если вундеркинд-физик отучится и действительно станет физиком. В основном они уходят чуть ли не в отшельничество.

В дошкольном возрасте ребенок должен постоянно играть, 24/7, это основной вид деятельности. Для хобби абсолютно достаточно 20-40 минут, больше не надо, если ребенок не хочет. Если все-таки у него есть какая-то предрасположенность, например, к фортепиано, рано или поздно он заиграет на нем.

━━━━━

Эльвира Асмакиян