Nikolay Vorobyev/Unsplash
Nikolay Vorobyev/Unsplash

СК начал расследование экоцида в Крыму. Возможно, это первое дело по этой статье

В международном праве экоцид пока что не считается преступлением, но кампания за его криминализацию идет полным ходом — и добивается успехов

25 августа Следственный комитет РФ (СК) возбудил дело против Украины об экоциде в Крыму. Уголовное преследование за масштабное уничтожение окружающей среды — очень редкий случай в мировой практике. В России он и вовсе может стать первым подобным кейсом. Разбираемся, в чем именно обвиняют Украину, почему экоцида нет в международном праве и какие еще примеры уничтожения природы были в истории.

Почему СК завел дело?

В сообщении на сайте комитета указано, что дело возбуждено из-за водной блокады Крыма со стороны Украины — а именно, из-за строительства дамбы в Херсонской области с 2014 год, которое привело к перекрытию Северо-Крымского канала.

По версии следователей, таким образом Украина умышленно причинила вред экологии в Крыму и нарушила Конвенцию о запрещении военного использования средств воздействия на окружающую среду. Среди последствий действий Киева СК называет:

Истощение сельскохозяйственных земель;

Рост солености залива Сиваш в три раза за шесть лет;

Сокращение и исчезновение популяций обычных и краснокнижных животных в заливе;

Потерю природоохранного значения водно-болотных угодий «Центральный Сиваш» и «Восточный Сиваш»;

Ухудшение качества питьевой воды и причинение вреда здоровью людей.

Экоцид — это как геноцид? Или что-то другое?

Экоцид можно перевести дословно как «убийство природы». С точки зрения терминологии экоцид и геноцид действительно входят в одну группу понятий, наряду с этноцидом, политицидом, феминицидом и другими -цидами.

Однако в международном уголовном праве геноцид и экоцид далеко не равнозначны. Геноцид — это одна из четырех категорий тягчайших международных преступлений, в которые также входят военные преступления, агрессия и преступления против человечности. Понятия же «экоцид» там нет, поэтому виновников уничтожения окружающей среды нельзя привлечь к ответственности через Международный уголовный суд (МУС) в Гааге.

В законодательстве отдельных государств экоцид тоже не распространен. Ответственность за него предусмотрена только в 12 государствах, большая часть из которых — страны постсоветского пространства.

В России за это отвечает статья 358 УК РФ, за которую можно получить до 20 лет тюрьмы. Она определяет экоцид как массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы, водных ресурсов и другие действия, чреватые экологическими катастрофами.

Именно по ней и возбудил дело СК в случае с Крымом. До сих пор в России не сообщалось о случаях массового уничтожения природы, поэтому это разбирательство может быть первым в российской юридической практике.

Почему за экоцид почти нигде не наказывают?

Потому что раньше причинение ущерба окружающей среде не имело таких гигантских масштабов и не было таким же актуальным, как сейчас. Нынешняя система международного уголовного права построена на решениях Нюрнбергского трибунала 1945 г. и с тех концептуально не претерпела почти никаких изменений. Однако в ближайшее время все может измениться.

Движение за криминализацию уничтожения окружающей среды набирает все большую поддержку в мире. Сейчас за это выступают многие государства, вроде Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Чили и других. Наиболее активный сторонник этой идеи — президент Франции Эммануэль Макрон.

В конце июля группа юристов фонда «Стоп экоцид» разработала проект поправок к Римскому статуту МУС, по которым экоцид признается преступлением и определяется как «незаконные и необоснованные действия, совершенные с осознанием того, что они со значительной вероятностью могут привести к серьезному и обширному или долгосрочному урону окружающей среде».

Если МУС примет поправки, то экоцид может стать пятым международным преступлением — и первым преступлением в международном уголовном праве, которое не сфокусировано на причинении вреда людям.

Какие еще есть примеры экоцида?

Из-за терминологических сложностей в мировой практике нет деяний, который однозначно можно назвать экоцидом. Однако можно привести примеры, которые имеют некоторые его признаки.

Применение Agent Orange. В 1965-1970 гг. армия США использовала комбинацию пестицидов под названием Agent Orange во время войны во Вьетнаме, чтобы уничтожать леса и кустарники, служившие укрытием для солдат Вьетконга. За все время американцы распылили более 46 млн литров пестицидов и уничтожили около 2 млн Га лесов во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Экосистема страны до сих пор не оправилась от последствий действий США.

Исчезновение Аральского моря тоже иногда причисляют к экоциду. До середине XX оно было одним из крупнейших водоемов Центральной Азии. Но с 1960-х гг. море стало быстро мелеть из-за чрезмерного забора воды из питавших его рек Сырдарьи и Амударьи. Все это привело к массовой гибели рыбы, засолению почвы, опустыниванию территорий и изменению климата.

Экологическая катастрофа в дельте реки Нигер. Масштабное загрязнение воды и воздуха вызвала деятельность расположенных в регионе нефтезаводов. Из-за многочисленных разливов (с 1973 по 2014 гг. их насчитывали около 12 тыс.) в реку ежегодно попадают порядка 40 млн литров нефти, а сжигание газа выбрасывает в воздух 400 млн тонн диоксид углерода. В 2011 году ВОЗ выяснила, что содержание вредных веществ в воде превышало нормы в 900 раз. Эксперты считают, что на устранение последствий деятельности нефтяных компаний понадобится около 30 лет.

━━━━━

Виталий Рюмшин