Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

Что нужно знать о парламентских выборах в России: максимально подробный гайд

Отвечаем на главные вопросы о процедуре народного волеизъявления

17 сентября стартовали выборы в Госдуму, а это значит, что пора погрузиться в тонкости российской избирательной системы. Почему мы голосуем и за партии, и за индивидуальных кандидатов? Зачем участникам выборов целых четыре списка депутатов? И как распределяются места в парламенте после голосования? Объясняем.

Когда начнутся выборы?

Выборы в Госдуму состоятся в единый день голосования, который проходит каждое третье воскресенье сентября. В этом году он выпадает на 19 число. Думские выборы пройдут совместно с региональными и муниципальными выборами и впервые продлятся три дня. Так что фактически голосование будет идти с 17 по 19 сентября.

Официально предвыборная кампания стартует после того, как президент подписывает указ о назначении даты выборов. Глава государства должен сделать за 90-110 дней до единого дня голосования.

Партии смогут начинать предвыборную агитацию после того, как представят свои избирательные списки. Агитация по ТВ и в изданиях начинается за 28 дней до первого дня голосования. Раньше она заканчивалась за день до выборов, но в этом году «день тишины» отменили, поэтому агитация шла вплоть до 16 сентября.

Что делают избирательные комиссии?

Избиркомы занимаются организацией выборов. Самая мелкая структурная единица этой системы — участковая комиссия, которая отвечает за выборы на своем избирательном участке.

Территориальные избиркомы действуют в рамках городов, районов или муниципалитетов и занимаются «нарезкой» избирательных участков. Их работу контролирует избирком субъекта федерации. Есть еще окружные избиркомы — это временные комиссии, которые формируют специально для проведения голосования в одномандатных избирательных округах.

На вершине пирамиды стоит Центральная избирательная комиссия (ЦИК). Она «нарезает» одномандатные округа, следит за исполнением требований избирательного законодательства, подсчитывает результаты и распределяет места в Госдуму. При наличии серьезных нарушений ЦИК может провести полный или частичный пересчет голосов или вовсе объявить выборы недействительными.

В чем разница между участком и округом?

Избирательные участки — это техническая территориальная единица. На ней разворачиваются основные процессы: избиратели голосуют, наблюдатели смотрят за процессом, а члены избиркома формируют списки и ведут подсчет голосов.

Округа формируют для того, чтобы избирать от них кандидатов. По разным округам идут разные люди. Поэтому избирательный округ напрямую влияет на то, какие фамилии мы видим в бюллетенях. На думских выборах задействовано 226 округов: один федеральный и 225 одномандатных.

Федеральный округ — это вся территория России. В нем роль кандидатов выполняют партии (эта часть везде одинаковая). От одномандатного округа избирается один человек на одно место (мандат) в Госдуме. Одномандатные округа представляют ограниченные территории, поэтому жители Калининграда, Москвы и Владивостока увидят в своих бюллетенях разных одномандатников.

По какому принципу их «нарезают»?

Участки формируются по принципу наибольшего удобства для россиян. Для этого есть только один критерий — число избирателей. Один участок должен обслуживать не менее 50 и не более 3100 человек. Кроме того, избирательные участки не должны пересекать границы округов.

Вся территория России должна быть разделена на 225 одномандатных округов. Для них есть ряд требований:

Округа должны представлять примерно равное число избирателей (допускается отклонение в 10-15%).

Они должны состоять из примыкающих друг к другу территорий и находиться в рамках одного субъекта.

На один субъект должен приходиться хотя бы один одномандатный округ.

При «нарезке» одномандатных округов сначала высчитывают «норму представительства» — общее число избирателей в России делят на 225. Следом население каждого субъекта делят на «норму представительства».

Если в результате деления получилось целое число (например, три), то столько округов и получит субъект федерации. Если число будет меньше единицы, то регион составит единый одномандатный округ.

Кто такие наблюдатели и зачем они нужны?

Независимые наблюдатели присутствуют на избирательных участках, чтобы убедиться в честности выборов и легитимизировать процесс. Если наблюдатель заметит что-то подозрительное (например, вброс бюллетеней или неправильный подсчет), он будет вправе обжаловать действия избиркомов.

Наблюдателями могут быть члены политических партий и обычные россияне. Исключение составляют кандидаты в депутаты, должностные лица и их подчиненные.

На выборах могут присутствовать и иностранные наблюдатели. На выборный процесс они никак не влияют — их права ограничиваются лишь высказыванием своего мнения о голосовании уже после его окончания.

Как понять, что я могу голосовать? Где и как это можно сделать?

Проголосовать на выборах может каждый россиянин, достигший 18 лет. Избирательного права лишены только заключенные и недееспособные. Знаменитого «голосования на пеньках» на думских выборах точно не будет, но будут другие возможности для волеизъявления.

Самый простой и понятный способ — прийти с паспортом на избирательный участок по адресу регистрации.

Если вы проживаете не по адресу регистрации, то нужно сначала подать заявку на включение в избирательный список по месту пребывания — сделать это можно через МФЦ или «Госуслуги». ЦИК начинает принимать заявления за 45 дней до начала выборов и заканчивает в 14:00 дня, предшествующего началу голосования.

В исключительных случаях проголосовать можно и на дому. Для этого нужно оставить участковой избирательной комиссии заявку (в письменном или устном виде) за 10 дней до выборов.

Жители Москвы, Севастополя, а также Курской, Мурманской, Ростовской, Ярославской и Нижегородской областей могут проголосовать электронно.

Почему нужно голосовать и за партии, и за отдельных кандидатов?

С 2014 года в России действует смешанная система выборов. Это значит, что половина Госдумы (225 человек) избирается по пропорциональной схеме, а другая половина — по мажоритарной. По этой же причине на думских выборах каждый избиратель получит по две бюллетени.

Мажоритарная часть предусматривает выборы кандидатов по одномандатным округам. От каждого из 225 округов в Госдуму пройдет по одному кандидату. Одномандатные выборы проводятся в один тур, победу одерживает тот, кто получает наибольшее число голосов (даже если их меньше 50%).

В пропорциональной части выборов избиратели голосуют не за кандидатов, а за федеральные списки партий. После подведения итогов партии делят 225 мест пропорционально числу поданных за них голосов.

Что такое федеральные списки?

Это списки кандидатов, которых та или иная партия выставляет на выборы — по закону, в них может находиться не менее 200 и не более 400 фамилий.

Во время выборов избиратель взаимодействует напрямую с двумя списками — федеральным и одномандатным. За федеральные списки мы голосуем, когда ставим галочку напротив одной из партий. Поддерживая конкретного кандидата мы имеем дело с одномандатным списком.

Кандидат имеет право выдвигаться одновременно в составе федерального списка партии и по одномандатному округу. Если он пройдет и там, и там, то от одного из мандатов ему придется отказаться. Как правило, отказываются места по списку — в таком случае мандат получает следующая строчка, и партия не теряет кресла в Думе.

А ведь еще есть общефедеральные и региональные списки...

Общефедеральные и региональные списки — это составные части федерального списка. Они имеют значение только на этапе распределения мест в парламенте после подсчета результатов. Поскольку федеральные списки в России закрытые, избиратель никак не может на это повлиять.

В общефедеральную часть входят хедлайнеры партии — по закону, их может быть не более 15. Люди из этого списка первыми получают мандаты при распределении. В федеральном списке партии может и не быть общефедеральной части, но обязательно должны быть региональные списки (группы).

Региональных списков должно быть не менее 35. Региональная группа представляет определенные субъекты федерации. Она может затрагивать как граничащие, так и не граничащие друг с другом регионы, а также их целые и отдельные части (одномандатные округа). Кандидаты из региональных списков вступают в распределение после того, как свои кресла получили кандидаты из общефедеральной части.

Как распределяют места в Госдуме после выборов?

Чтобы партию и ее списки допустили к распределению, ей необходимо набрать минимум 5% голосов избирателей. Далее процедура идет в несколько этапов по «методу Хэйра».

Сперва сумму голосов, поданных за прошедшие в Госдуму партии, делят на 225 — так получается первое избирательное частное. Затем сумму голосов за каждую отдельную партию делят на это частное. Получившееся целое число и будет количеством мандатов, которые получит партия.

Если после деления останутся свободные мандаты, то ЦИК начнет раздавать их партиям по очереди до тех пор, пока не распределит весь остаток. Очередь будет определяться величиной дробной части числа, полученного при делении.

Далее к распределению подключаются общефедеральные и региональные списки. Сначала места получают люди из общефедерального списка партии. Затем снова повторяется «метод Хэйра»: число голосов, поданных за партию в регионах, делят на число оставшихся полученных партией мандатов (второе избирательное частное).

После этого число голосов, поданных за каждый региональный список, делят на второе частное. Получившееся целое число определяет, сколько мандатов получит тот или иной региональный список.

Моя партия не преодолела 5%-й барьер. Что будет с моим голосом?

Бояться не стоит — его не украдут и не отдадут другим партиям. Методика распределения мест не учитывает голоса, поданные за непрошедшие в парламент силы. Поэтому в самом худшем случае вы просто будете не представлены в Госдуме.

Если вопрос представительства стоит для вас на первом месте, то отчаиваться тоже не стоит. При определенных условиях не набравшие 5% партии все же могут попасть в парламент. Дело в том, что этот барьер существует только для пропорциональной части выборов. Это не мешает партии «выбить» одно-два места по одномандатным округам.

Так, вопреки всеобщему убеждению, в Госдуме VII созыва находились не четыре, а шесть партий. Кроме «Единой России», ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» в парламенте заседали по одному представителю от партий «Родина» и «Гражданская платформа», не преодолевших 5%-й барьер в 2016 году.

Закон также гласит, что прошедшие в парламент партии должны набрать не менее 50% голосов избирателей. Если в парламент пустят все набравшие 5% партии и нужного числа не наберется, тогда к распределению мандатов привлекут и тех, кто не преодолел барьер. Однако таких ситуаций еще ни разу не происходило.

━━━━━

Виталий Рюмшин