Ahn Young-joon/AP/ТАСС
Ahn Young-joon/AP/ТАСС

КНДР и Южная Корея обменялись ракетными пусками. Что это значит?

Новые испытания могут быть как предвестниками нового кризиса, так и сигналом к мирным переговорам

15 сентября КНДР запустила две баллистические ракеты в сторону Японского моря. Это уже вторые за неделю испытания на Корейском полуострове. Разбираемся, чем примечательны эти пуски, что пытается сказать Пхеньян своей «ракетной дипломатией» и почему от нее всегда так много шума.

Что произошло?

11 и 12 сентября Пхеньян испытал новую крылатую ракету большой дальности. По сообщению Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), боезаряд пролетел 1,5 тыс. км и провел в воздухе 7508 секунд. Ракету назвали «стратегическим оружием» и указали, что ее разработка велась два года.

Второй запуск состоялся 15 сентября. КНДР выпустила две баллистические ракеты в сторону Японского моря. Они пролетели 800 км и упали в пределах японской исключительной экономической зоны, к северу от полуострова Ното.

В ответ Южная Корея впервые запустила собственную баллистическую ракету с подводной лодки «Досан Ан Чан Хо». Президент страны Мун Чжэ Ин выразил надежду, что это «станет сдерживающим фактором для северокорейских провокаций».

Чем примечателен этот запуск?

Военных экспертов беспокоит запуск Северной Кореей крылатых ракет. Они не могут переносить большие ядерные заряды, зато управляемы и обладают повышенной точностью. С их помощью КНДР способна преодолевать противоракетную оборону Японии и Южной Кореи.

Это первые испытания, которые КНДР провела с марта 2021 года. И, похоже, в будущем их будет только больше. 30 августа Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщило, что Северная Корея перезапустила реактор в Йонбёне, который может производить оружейный плутоний.

Но куда важнее то, что свои баллистические ракеты появились у Южной Кореи — Сеул стал седьмым в мире государством, обладающим таким оружием. Это может свидетельствовать о том, что на Корейском полуострове начинается новая гонка вооружений.

Почему вокруг ракетной программы КНДР всегда столько шума?

Потому что формально Пхеньяну запрещено разрабатывать и испытывать ядерное оружие. Это следует из многочисленных резолюций ООН, принятых с 2006 года, когда КНДР совершила первые испытания. Из-за ядерной программы страна находится под жесточайшими санкциями: на ней висит оружейное и инвестиционное эмбарго, запрет на импорт редких минералов, топлива и других материалов, которые можно использовать для разработки ядерного оружия.

Тем не менее ограничения не остановили северокорейский режим от разработки ядерного оружия. При Ким Чен Ыне темпы работ только усилились. В январе 2021 год он призвал добиться того, чтобы северокорейские ракеты были способны поражать цели в радиусе 15 тыс. км — в этом случае КНДР получит возможность доставать до США.

С 2006 года КНДР официально остановила испытания только один раз — в 2018 году, когда между Вашингтоном и Пхеньяном активизировались переговоры. Однако после провала саммита Дональда Трампа и Ким Чен Ына 2019 года Северная Корея возобновила пуски.

Зачем КНДР это нужно?

Для Северной Кореи испытания ракет — это не только способ опробовать новое оружие, но и метод ведения дипломатии.

Время для очередных пусков Пхеньян выбирает не случайно. В этот раз их приурочили к встрече представителей США, Японии и Южной Кореи, на которой обсуждались находящиеся в тупике переговоры по северокорейской ядерной программе. Второй пуск последовал после визита в Северную Корею главы МИД Китая.

«Ракетная дипломатия» КНДР может преследовать две цели:

1. Пхеньяну необходимо периодически напоминать о себе и держать соседей в напряжении, чтобы укреплять свои переговорные позиции в диалоге с США и их союзниками. Вероятно, стороны готовятся к новому раунду переговоров — об этом говорит как возросшая дипломатическая активность Китая, так и заявление Вашингтона о готовности к встрече с чиновниками КНДР без предварительных условий.

2. Режим Ким Чен Ына может также работать на внутреннюю аудиторию. В последнее время он сталкивается с серьезными трудностями — после закрытия границы с Китаем из-за COVID-19 и сильной засухи в стране начался голод. В таких условиях демонстрация военных достижений может быть единственным способом держать лицо перед собственными гражданами.

━━━━━

Виталий Рюмшин