Гормон удовольствия отвечает не только за удовольствие
Дофамин много лет называют «гормоном счастья» или «молекулой удовольствия». Механизм его работы очень помогает при лечениях психиатрических заболеваний. Но оказывается, все, что мы знаем о дофамине, может оказаться неправдой.
Американские ученые выяснили, что уровни дофамина — «гормона удовольствия», повышаются не только от чего-то приятного, они так же реагируют на стресс и какой-либо новый опыт. Дело в том, что наш мозг может ошибочно распознавать стресс как ощущение предвкушения от получения результата.
Гормоны счастья
С химической точки зрения состояние под названием «счастье» оценивается по наличию в мозге множества особых нейрохимических веществ. Названия четырех главных нейромедиаторов вам, наверное, встречались: дофамин, эндорфины, окситоцин и серотонин. Все они вырабатываются в организме естественным образом.
Дофамин и допамин — это одно и то же.
Дофамин — это нейромедиатор, который, как мы думали, отвечает за мотивацию и за то самое ощущение, которое приходит к нам с достижением успехов.
Считается, что по уровням дофамина в организме можно отследить каждую ошибку, которую человек допускал в попытке получить награду. Ученые решили проверить эту гипотезу на мышах.
Метод «кнута и пряника» проверили на мышах
Согласно теории ошибки предсказания вознаграждения, дофамин создает сильное ощущение предвкушения от получения результата.
В ходе экспериментов на мышах грызунам предлагали «кнут» и «пряник» — электрошок и сахарозу.
Отслеживая уровни дофамина в прилежащем ядре головного мозга с помощью генетически закодированного сенсора, исследователи из Университета Вандербильта показали, что выбросы этого нейромедиатора не связаны с вознаграждением за работу.
Дофамин — совсем не гормон счастья, всю систему придется пересмотреть
Ученые с помощью технологий машинного обучения построили модель процессов, связанных с выбросами дофамина, и провели несколько экспериментов.
Оказывается, дофамин выбрасывается в мозг при реакции на стресс и новый опыт.
Получается, дофамин вовсе не является молекулой вознаграждения. Вместо этого он помогает кодировать информацию обо всех типах важных и актуальных событий и управлять адаптивным поведением — независимо от того, положительное оно или отрицательное.
Это открытие заставит пересмотреть все факты из учебников относительно дофамина в центральной нервной системе.