Ascannio/Shutterstock
Ascannio/Shutterstock

Детям в Китае ограничили время на TikTok и видеоигры. Это полезно или вредно?

Объясняем, можно ли запретами вылечить подростковую интернет-зависимость и игроманию (и насколько они вообще опасны)

Корпорация ByteDance ограничила время, которое китайцы до 14 лет могут проводить в приложении Douyin — местной версии TikTok. Теперь им отведено не более 40 минут в день и только с 6:00 до 22:00. Это уже не первый подобный запрет в КНР: в августе несовершеннолетним строго регламентировали время на видеоигры — не больше трех часов в неделю и только по будним дням. Зачем нужны подобные меры и насколько они полезны? Разбираем аргументы за и против.

Как Китай обосновывает эти запреты

ByteDance объяснила нововведения «защитой молодежи». Помимо ограничений по времени, компания намерена внимательнее подходить к содержанию видеороликов — китайским подросткам будут продвигать контент с «интересными научно-популярными экспериментами, выставками в музеях и галереях, красивыми пейзажами со всей страны».

Ограничение времени на гейминг было введено в ответ на жалобы родителей. «Пристрастие подростков к онлайн-играм серьезно повлияло на их учебу, а также на физическое и психическое здоровье, что привело к ряду социальных проблем, из-за которых страдают многие родители», — заявил представитель Национального управления по делам печати и издательской деятельности КНР.

Как указывает «Би-би-си», эти меры назревали в Китае давно: в 2018 году власти заговорили о лимитировании времени, которое дети проводят онлайн, чтобы побороть проблему близорукости среди несовершеннолетних. Уже в следующем году Douyin и ее компания-соперник Kuaishou стали тестировать первые «меры по борьбе с зависимостью» детей от гаджетов: родительский контроль и ограничения по времени.

Фундаментальная цель Пекина — «создать хорошее киберпространство для здорового развития молодых людей». Китайцы в среднем проводят в сети более пяти часов в день, два из которых приходится на соцсети. Интернетом пользуется 95% китайской молодежи — это 183 млн юзеров.

Что эксперты говорят о влиянии соцсетей, смартфонов и онлайн-игр на детей?

Поколение Z действительно подвержено депрессии, тревоге и одиночеству. Виновата ли в этом интернет-зависимость — пока неизвестно. Эксперты выделяют несколько угроз, с которыми может столкнуться ребенок, пользующийся соцсетями: кибербуллинг, секстинг, «Facebook-депрессия» и т.д. Согласно одному из исследований, сокращение времени на соцсети может способствовать улучшению здоровья подростков: 143 студента Пенсильванского университета в рамках эксперимента пользовались Facebook, Instagram и Snapchat не более 30 минут в день. В результате у них снизились показатели уровня одиночества, тревоги и страха.

Однако влияние соцсетей на ментальное здоровье по-прежнему плохо исследовано учеными, а корреляция каких-либо данных не обязательно означает, что между ними есть причинно-следственная связь. Иначе говоря, непонятно: виноваты ли соцсети в росте подростковой депрессии, или же подверженные депрессии тинейджеры чаще испытывают желание пользоваться соцсетями? Для ответа на этот вопрос ученым предстоит обратить внимание не на общее экранное время, а на то, какой контент потребляют дети. Подобные анализы пока не проводились.

Зависимость от видеоигр — реальная болезнь. Но это редкий феномен, от которого страдает незначительное количество геймеров. В 2018 году ВОЗ включила зависимость от видеоигр в перечень болезней и расстройств. Для того, чтобы диагностировать болезнь, у человека должны наблюдаться нарушения в личной, семейной, социальной и иных областях в течение как минимум 12 месяцев. Подвергается этой болезни совсем незначительное количество геймеров — по некоторым оценкам, от 1% до 3%.

Как ни странно, умеренное увлечение видеоиграми может обладать и целительными свойствами — помочь справиться с депрессией и тревогой. Причем облегчить симптомы психических болезней могут игры абсолютно разных жанров: стратегии, шутеры, ролевые и казуальные игры. Они оказались даже полезнее, чем игры, которые были специально разработаны для лечения депрессии и неврозов.

Дети живут в эпоху гаджетов и интернета. Самое неправильное решение, которое могут принять родители — их запретить. Поколение Z растет и подстраивается под темп современного мира. Винить молодых людей в том, что у них другой уровень мышления — неправильно. «Если дети не в силах прочитать двухтомник Достоевского, это не говорит о том, что они глупые, — объяснила социальный психолог Наиля Бирарова. — Есть аудиокниги, видеоформат, с помощью которого они могут получать информацию».

Даже в самом трудном возрасте последнее, к чему должен прибегать родитель — это запреты и манипуляции. Запреты, как правило, учат ребенка не выполнять то, что от него требуют, а наоборот — обманывать и находить обходные пути, указывает руководитель программы «Детские деревни SOS» Александр Головатенко. Такую модель поведения ребенок в будущем будет использовать в отношениях с близкими людьми.

Забирать гаджет у ребенка не нужно, но ограничить время за монитором все же необходимо. Для этого можно продумать план пользования гаджетами в доме: например выделить зоны, где ими можно пользоваться, а где нет, или обозначить время, свободное от них. Но здесь важно показать ребенку, что правила должен соблюдать не только он, но и родитель — тогда методика будет действительно эффективной.

Такой же принцип — соучастия родителей и детей — работает с игроманией. Родитель должен пойти навстречу подростку, поиграть вместе с ним, и тогда у него получится глубже понять интересы ребенка, уверен психолог Павел Волженков. По его словам, от легкой формы можно избавиться за несколько дней, притом парадоксальным образом — нужно просто переключиться на другие видеоигры.

Как ситуацию с детьми в интернете регулируют в России?

В России нет государственных законов и возрастных цензов, ограничивающих присутствие детей в интернете, хотя неоднократно звучали предложения запретить регистрацию в соцсетях до 14 лет. А вот игроманию в нашей стране скоро признают болезнью: расстройство уже включено в перечень «Международной классификации болезней» (МКБ-11), на который РФ должна перейти до 2025 года.

Регулирование подростковой аудитории власти пока отдают на откуп самим площадкам. В начале сентября крупнейшие интернет-компании, медиахолдинги и телеком-операторы России подписали хартию по безопасности детей в интернете, обязавшись удалять нежелательный контент и совершенствовать меры по защите несовершеннолетних в сети.

━━━━━

Никита Прунков