Executium/Unsplash
Executium/Unsplash

США впервые ввели санкции против криптообменника. Им стал российский стартап Suex

Предположительные клиенты Suex — скандальная финансовая пирамида Finiko и крупнейший наркорынок в России

Минфин США ввел санкции против российского криптообменника Suex. Это первый в истории случай, когда американские власти блокируют операции с криптовалютой. Основатели Suex называют его неудавшимся стартапом, который не занимался ничем незаконным, тогда как аналитики включают компанию в списки крупнейших нелегальных брокеров в мире. Разбираемся, что такое Suex и кто его возглавляет.

С чем связаны санкции?

Ограничения против Suex — часть кампании Вашингтона по борьбе с киберпреступностью. По словам замглавы минфина США Уолли Адейемо, «биржи, подобные Suex, имеют решающее значение для способности злоумышленников извлекать прибыль». Через Suex проводились транзакции «как минимум восьми вариантов [вирусов]-вымогателей». Новые санкции предусматривают заморозку всех активов Suex, находящихся в американской юрисдикции, а также запрещают гражданам США каким-либо образом работать с биржей.

Администрация Байдена обратила внимание на киберпреступников после того, как в мае хакеры-вымогатели вывели из строя крупнейший нефтепровод страны Colonial Pipeline, вынудив управляющую компанию заплатить им $5 млн в качестве выкупа. Американским правоохранителям удалось вернуть бóльшую часть денег.

Через месяц хакеры взломали системы компании JBS, которая оперирует ⅕ всех поставок мяса в США. JBS была вынуждена заплатить им $11 млн.

В июле агентство Bloomberg сообщило, что американские власти намерены усилить контроль за криптовалютными транзакциями, которые связаны с хакерами. Для этого Белый дом создал специальную комиссию, которая должна пресекать деятельность киберпреступников.

В пресс-релизе минфина США говорится, что масштабы вымогательства год за годом только увеличиваются. В 2020 году компании выплатили хакерам в общей сложности $400 млн — это в четыре раза больше, чем годом ранее.

Что такое Suex?

Suex — это компания, предоставляющая услуги по обмену криптовалюты, которая начала работать в 2018 году. У нее есть два официальных места регистрации. Одно из них находится в районе Староместской площади в Праге, другое — башня «Федерация» в «Москве-Сити». По данным компании Chainalysis, помогавшей минфину США в расследовании, Suex не имеет физического представительства в Чехии и действует через сеть офисов в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и на Ближнем Востоке.

Иметь дело с Suex может не каждый. Компания принимает заявки через Telegram-бота и форму на официальном сайте, а привлекает новых клиентов через рекомендации от доверенных посредников. После этого клиент должен лично прийти в один из офисов Suex для совершения транзакции.

Аналитики из TRM Labs указывают, что Suex работает по принципу nested system (англ. «вложенная система»). Это значит, что компания хранит деньги клиентов не напрямую, а проводит транзакции через инфраструктуру более крупных криптообменников.

Suex занимается чем-то незаконным?

Платформы-криптообменники позволяют переводить одну криптовалюту в другую, либо в реальные деньги. По функционалу они схожи с криптобиржами. Единственная существенная разница между ними заключается в скорости операций — обменник позволяет конвертировать криптовалюту без торгов и длительной регистрации.

Само по себе оказание таких услуг не считается чем-то незаконным. Однако в последнее время криптообменниками часто пользуются преступники для того, чтобы отмывать деньги. В 2020 году Chainalysis выделила группу из 100 самых крупных недобросовестных брокеров на том основании, что они получают криптовалюту из незаконных источников. Группа получила название Rogue 100 (англ. «Мошенническая сотня»), в нее вошла и Suex.

По данным минфина США, около 40% транзакций Suex приходятся на незаконные источники. Chainalysis пишет, что платформа работает с криптовалютами Bitcoin, Tether и Ethereum. С момента основания в 2018 году только в Bitcoin через нее прошло свыше $481 млн, включая $160 млн от мошенников, вымогателей, магазинов из даркнета, спекулятивных ценных бумаг и других высокорискованных активов. Среди наиболее примечательных клиентов Suex:

Хакеры-операторы вымогательских программ Ryuk, Conti, Maze и ряда других. От них Suex получила около $13 млн;

Скандальная финансовая пирамида Finiko, обманувшая россиян на 1 млрд рублей. Пирамида рухнула в этом году, однако она и другие мошенники успели отмыть через Suex $24 млн;

Крупнейший в России магазин наркотиков из даркнета Hydra. На него и другие рынки приходится больше $20 млн.

Кто возглавляет Suex?

По данным чешских властей, у Suex два исполнительных директора и несколько акционеров.

Россиянин Василий Жабыкин — один из директоров криптообменника. На странице в соцсети LinkedIn упоминается, что он имеет отношение к бизнес-школе «Сколково» и с ноября 2019 года возглавляет геймерский необанк NUUM под патронажем оператора связи МТС. В интервью газете The New York Times Жабыкин подтвердил свою связь с Suex, но отверг нелегальную деятельность. По его словам, проект создавался, чтобы разрабатывать софт для финансовой индустрии и оказался провальным, а США нацелились на Suex по ошибке.

Чех Тибор Бокор — еще один исполнительный директор. В профиле Бокора в LinkedIn не упоминается о его связи с Suex. Зато там указано, что он занимается инвестициями и в настоящее время работает в компании BHM group.

Егор Петуховский — крупнейший акционер Suex. Через него криптообменник связан с криптобиржей Chatex. TRM Labs отмечает, что оператором обеих платформ была эстонская компания Izibits OU, которую возглавляет еще один россиянин Владислав Булочников.

Ильдар Закиров и Максим Субботин — два других акционера. Закиров не скрывает того, что связан с Suex. TRM Labs предполагают, что «Максим Субботин» может быть псевдонимом главы финтех компании Hawex Максима Курбангалеева. Эксперты пришли к такому выводу из-за того, что Курбангалеев рекламировал Suex в своем профиле LinkedIn.

К каким последствиям приведут санкции США?

Введенные ограничения вряд ли окажут серьезное влияние на криптовалютный рынок, который и без того достаточно волатилен. Из ситуации с Suex следует два вывода:

1) Киберпреступники лишатся прежней свободы действий. Санкции посылают серьезный сигнал другим криптообменникам: если раньше на их деятельность никто не обращал внимания, то теперь они оказались в поле зрения государства. Чтобы не повторить судьбу Suex, им нужно будет тщательнее подходить к подбору клиентов — усиливать требования по KYC (Know Your Client) и отказывать в обслуживании сомнительным лицам.

2) Для собственников и акционеров Suex настанут тяжелые времена — особенно, если у них есть другой легальный бизнес. Пусть минфин США и не упоминает эти компании, но их действующие и потенциальные партнеры и инвесторы теперь будут думать дважды, прежде чем иметь дело дело с теми, кто связан с попавшим под санкции криптообменником.

UPD. Сам Курбангалеев, обратившись в редакцию PostNews, опроверг утверждение TRM Labs. Он объяснил, что не был в числе учредителей Suex (что подтверждают данные компании Suex OTC в чешском реестре – прим. PostNews), а его компания не начинала сотрудничать с платформой, хотя и рассматривала такую возможность в 2019 году. Появление информации в LinkedIn он связал с ошибкой маркетолога.

━━━━━

Виталий Рюмшин