Культ Супербоула: миллиард куриных крылышек, самая дорогая реклама и очень много звезд
Национальная футбольная лига США (НФЛ) анонсировала выступления Эминема, Кендрика Ламара, Доктора Дре, Снуп Догга и Мэри Джей Блайдж на 56-м Супербоуле 13 февраля в Калифорнии. Неплохой лайн-ап для одного футбольного матча, не правда ли? У миллионов людей Супербоул уже давно ассоциируется не столько с футболом, сколько с громкими шоу. В чем феномен Супербоула и как он стал настоящим праздником для американцев? Давайте разбираться.
От игры до национального праздника
Супербоул — это финальная игра сезона по американскому футболу между двумя лучшими командами США, которая ежегодно проводится в первое воскресенье февраля. Первый Супербоул состоялся в 1967 году, однако тогда у него было более длинное и сложное название — Чемпионская игра АФЛ-НФЛ. Позже владелец «Канзас-Сити Чифс» Ламар Хант предложил изменить его на то, к которому мы привыкли. Бизнесмена вдохновила игрушка дочери — резиновый мячик под названием Super Ball.
Но Супербоул — это больше, чем спортивный матч. Чистому игровому времени выделено лишь 60 минут при общем хронометраже в четыре часа. Остальное время трансляции занимают грандиозные выступления мировых музыкантов, креативная реклама и другие развлечения для зрителей.
Сделав ставку на шоу, а не на спорт, организаторы Супербоула показали, как можно из обычного футбольного матча сделать национальный праздник, который будут ждать практически все. Те, кому интересна исключительно спортивная составляющая, — получают свой час футбола. Другие же собираются на шоу, не имеющее аналогов ни в одном другом виде спорта.
Супербоул ждут не только футбольные фанаты и бренды, но и супермаркеты. По данным Объединенного профсоюза работников пищевой промышленности и торговли, день Супербоула — второй по объему потребляемой еды после Дня благодарения. В день финальной игры жители США оставляют в магазинах $17 млрд. Наблюдая за игрой, американцы выпивают более 500 млн литров пива и съедают 1,3 млрд куриных крылышек.
Если вы смотрели культовый ситком «Как я встретил вашу маму», то наверняка помните, что Супербоул можно смотреть даже в повторе и зная счет. Ведь пропустить ритуал поедания куриных крылышек и рекламу просто нельзя!
Самая дорогая и креативная реклама в мире
Главный матч сезона притягивает невероятное количество зрителей: рейтинг Супербоула, как правило, колеблется в районе 45%. Подобных показателей не имеет ни одно спортивное событие в мире. До сих пор самым популярным ТВ-шоу в истории США остается Супербоул 2015 года, в котором «Нью-Инглэнд» обыграл «Сиэтл». НФЛ даже удавалось обгонять европейские футбольные чемпионаты по количеству посещений (это при том, что европейский футбол все еще самый популярный спорт в мире).
Видя такие рейтинги, рекламодатели готовы на все, чтобы стать частью события. Так, в допандемийном 2019 году они потратили более $400 млн и выпустили в эфир 91 ролик. Для брендов Супербоул — повод посоревноваться в креативности. Рекламные ролики с Супербоула обсуждает все рекламное сообщество и отмечают на престижных премиях.
В этом году в эфире Супербоула вышли ролики Toyota, Cheetos, T-Mobile, General Motors и др. В них снялись звезды мирового масштаба, в том числе Мэттью Макконахи, Эштон Катчер, Мила Кунис и Карди Би.
30 секунд эфирного времени Супербоула стоят порядка $5,5 млн. Управляющий партнер Wasserman Элизабет Линдси объясняет, что бренды не боятся инвестировать в рекламу астрономические суммы, так как просто не могут игнорировать настолько масштабный инфоповод.
Самые яркие выступления
В перерывах между таймами устраивают halftime performances — мини-концерты до 15 минут, на которых выступают самые известные мировые артисты. Выступления, как и реклама, стали важной частью ежегодного мероприятия и нередко даже затмевали сам футбольный матч. Издание Rolling Stone составило рейтинг пяти лучших концертов на Супербоуле. Приятного просмотра!
5 место — Shakira and Jennifer Lopez (2020)
Шоу Шакиры и Джей Ло по праву считается одним из самых зрелищных в истории halftime performances. Особенно яркой выдалась концовка: Шакира вместе с Лопес исполнили хит Let’s Get Loud (трек с дебютной пластинки Джей Ло 1999 года) вместе с хором девочек во главе с 11-летней дочерью Лопес Эмми.
4 место — Aerosmith, Britney Spears, 'NSync, Nelly & Mary J. Blige (2001)
Несмотря на звездный состав, особое внимание было приковано к поп-звезде нулевых Бритни Спирс, олицетворявшей дух и стиль того времени. Впоследствии официальный спонсор Супербоула даже снял отдельный рекламный ролик с Бритни.
3 место — Beyonce (2013)
Выход Beyonce получился действительно эффектным. А еще стал одним из самых известных шаблонов для мемов и фотожаб.
2 место — U2 (2002)
В своем выступлении ирландская группа U2 решила почтить память погибших во время теракта 11 сентября. Получилось действительно сильно.
1 место — Prince (2007)
На первую строчку рейтинга издание поставило выступление Принса. Перфоманс помог музыканту перезапустить карьеру, а его гитарное соло в композиции Purple Rain под проливным дождем стало настоящей классикой всех Супербоулов.
━━━━━
Никита Прунков