Pete Alexopoulos/Unsplash
Pete Alexopoulos/Unsplash

Почему все в восторге от антигероев?

Злодеи становятся сложнее и интереснее. Сопереживать им проще, чем идеальным добрякам

Сиквел «Венома» (злодея из вселенной «Человека-паука») поставил рекорд в российском прокате, собрав более одного миллиарда рублей за прошедшие выходные. Фильму удалось показать лучший старт за весь постковидный период и обойти «Дюну» Дэни Вильнева, которая за первый уикенд заработала 566 млн рублей. За последние несколько лет в прокат вышло немало фильмов, где злодеи затмевали или сами становились главными героями. Почему зрителям так нравятся «плохие» персонажи? Давайте разбираться.

Антагонисты становятся сложнее

Революцию в изображении антагонистов в кино совершил Альфред Хичкок. До него злодеи, как правило, использовались только для того, чтобы мешать главным героям. Режиссер дал им новую жизнь, выдвинув на передний план («Тень сомнения» (1943), «Незнакомцы в поезде» (1951), «Психо» (1960)).

За последние десятилетия антигероям стали уделять больше внимания: раскрывать характер, продумывать историю и мотивацию. Среди супергеройских примеров сложно не вспомнить фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом. Режиссеру Тоду Филлипсу удалось снять настоящую шекспировскую трагедию и показать злодея, как несчастного разочарованного человека, который стал символом сопротивления системе. И да, им для этого совсем не понадобился Бэтмен.

А что насчет других жанров? Вспомните Майкла Корлеоне из «Крестного отца» — его противоречивый образ стал культовым: глава мафиозного клана и жестокий преступник, готовый на все, чтобы защитить свою семью и наследие, отнюдь не положительный персонаж. Но герой и сам фильм действительно очаровывают.

Антигерой несовершенен, поэтому близок зрителю

Когда слишком «правильные» супергерои начали «приедаться» аудитории, на помощь пришли яркие и харизматичные злодеи. Джокер, Дэдпул, Локи, Круэлла — все они стирают границы супергеройского жанра. Классический образ протагониста строится на чистоте и бескорыстии, каждое его действие обдуманно и соответствует общепринятым моральным устоям. Что же касается антигероев, их мировоззрение эгоистично и чаще всего направлено на собственное «я».

Изначально образ человека без слабых мест подкупал зрителя, но со временем все изменилось — людям стал интересен проблемный герой, на которого они могут проецировать свои изъяны. Если персонаж идеален (условный Супермен), сопереживать ему гораздо сложнее, чем тому же Джокеру — ментально сломленному человеку, доведенному до отчаяния обществом.

Злодеи олицетворяют свободу

Антигерой не ограничен конвенциональными и моральными нормами. Людям нравится отождествлять себя с теми, кто идет против системы в независимости от того, правильно это или нет. Мистер и миссис Смит, Бонни и Клайд, Джокер — людям близка романтика свободы и хаоса.

Эту теорию во многом подтверждает идея об архетипах швейцарского психиатра Карла Юнга, которая описывает бессознательные знаки и образы. Архетип тени, который часто проецируют на кинозлодеев, представляет собой все то, что человек подавляет в себе, все, что не принимает и порицает общество. У каждого зрителя, как и у антигероя, есть своя тень, и именно поэтому наблюдение за злодеем становится настолько притягательным.

Иногда идеи антигероев кажутся более правильными

Иногда позиция злодеев кажется более логичной и правильной, нежели «положительных» героев. Примером этому стали фильмы «Черная пантера» и «Мстители: Война бесконечности», где Эрик Киллмонгер боролся с угнетением темнокожих людей, а Танос беспокоился об исчерпании ресурсов.

Оба злодея представляли угрозу мировому порядку, в то время как супергерои, наоборот, пытались его защитить. Методы, которые антигерои использовали для достижения своих целей, радикальны и жестоки, но их идеи нашли поддержку у части пользователей. Так, в Twitter появился хештег #TeamKillmonger (Команда Киллмонгера), а Танос получил огромный сабреддит «/r/thanosdidnothingwrong» (Танос не сделал ничего плохого).

Влечение, а не симпатия

Влечение, которое зритель испытывает по отношению к антигерою или злодею, не связано с симпатией или сочувствием к нему, отмечает доктор Аарон Тэйлор, доцент кафедры драматургии Летбриджского университета. Тэйлор уверена: «Если нас и привлекает антигерой, то это не означает, что мы хотим, чтобы он добился успеха в своих злодеяниях. Нам интересно, но мы не поддерживаем его убеждения».

Неподдельный интерес к антигероям доктор назвала очарованием, вызванным ярким образом, харизмой и незаурядным умом персонажей. «Если вы обнаружите, что стали поклонником недобросовестного персонажа — скорее всего вам просто нравится актер и сюжет, это вовсе не значит, что вы согласны с ним», — заключила Тэйлор.

━━━━━

Никита Прунков