Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

Эффект Дудя: как блогер изменил YouTube и подсадил нас на полуторачасовые интервью

За четыре года он привел в YouTube больших рекламодателей, вдохновил огромное количество журналистов и снял несколько социально значимых фильмов

11 октября одному из главных интервьюеров страны Юрию Дудю исполняется 35 лет. За четыре с лишним года на YouTube журналист смог изменить жанр видеоинтервью, породить огромное количество клонов и привести за собой в интернет настоящих тяжеловесов российской журналистики. Рассказываем, как ему удалось это сделать, попасть в список Forbes и остаться красавчиком.

Как появился «вДудь»?

На протяжении 20 лет Юрий Дудь строил классическую карьеру журналиста: работал в «Известиях», «PROспорт», на «НТВ-плюс», «России-2», «Матч ТВ» и Sports.ru. В 2017 году после ухода из программы «Культ тура» (ТК «Матч ТВ») Дудь решил «отточить скиллы интервью не о спорте» и снял 50-минутное видео с рэпером Бастой для своего YouTube-канала «вДудь».

Позже Юрий признавался, что был бы доволен, если его первое интервью набрало бы 100 тыс. просмотров, однако видео быстро пробило эту планку — буквально за 24 часа. Первый рекламный контракт журналист заключил уже на третьем выпуске — тогда на откровенный разговор и пару бутылочек пива с Дудем пришел музыкант Сергей Шнуров.

С момента первых интервью канал стабильно рос и за четыре года набрал аудиторию в 9,5 млн подписчиков. За несколько лет Дудю удалось собрать 1,5 млрд просмотров суммировано — немало для полуторачасового хронометража.

Как Дудь изменил жанр интервью?

Считается, что жанр раскованного интервью первым в рунете открыл Сергей Минаев в его программе «Минаев Live» — там гости и ведущий не стеснялись материться, выпивать в кадре и задавать провокационные вопросы. Но «Минаев Live» выходил в начале 2010-х, когда аудитория YouTube была значительно меньше, а возможности для промоушена — у́же. Дудю во многом повезло: он стартовал в то время, когда алгоритмы платформы начали приоритизировать «длинный» контент и поменялось поведение самих пользователей — в моду вошли подкасты, стримы, большие интервью. Но это лишь одна из многих причин его успеха.

Главной фишкой Дудя стала прямолинейность и раскованность в вопросах: журналист не стеснялся спрашивать о политических предпочтениях, личной жизни, финансовом положении гостей и в целом переступать классические границы журналистики. Причем вне зависимости от того, кем был его гость — политик, артист или блогер. Все это особенно выигрышно смотрелось на фоне классических телевизионных интервью, набивших оскомину зрителям (особенно молодого поколения).

Все, что нужно было Дудю для завоевания большой аудитории, — это студия, два стула, пара операторов и минимум пафоса (тогда на съемки одного выпуска уходило всего 20 тыс. рублей). Интернет-зрителя не сильно заботили сложные ракурсы, качественные перебивки и дорогой продакшн — куда важнее им было получить искренние эмоциональные беседы с острыми вопросами, которые сложно было услышать на федеральных каналах.

Пропорционально росту популярности Дудя и его канала росла и лояльность к блогерам со стороны крупных рекламодателей. Именно с программы «вДудь» на платформу начали заходить большие компании. За те несколько лет, что журналист успешно штурмует видеохостинг, ему удалось посотрудничать Hyundai, Adidas, Head & Shoulders, Aviasales, «Эльдорадо» и другими брендами. Сам Дудь не раз попадал на вершину списка Forbes — в этом году ему удалось заработать $1,8 млн благодаря своей программе и рекламным контрактам.

Эффект Дудя

Не прошло и года с момента запуска «вДудя», как на YouTube появилось огромное количество других интервьюеров, которые вдохновились успехом Юрия. Одними из самых успешных последователей Дудя можно считать Ирину Шихман (канал «А поговорить»), Василия Трунова и Николая Редькина («Вписка»), Татьяну Мингалимову («Нежный редактор»), Карена Адамяна («Макарена»), Антона Лядова («The Люди») и др.

Помимо новых лиц, вслед за Дудем на YouTube пошли и без того известные журналисты: Ксения Собчак («Осторожно: Собчак»), Алексей Пивоваров («Редакция»), Леонид Парфенов (Parfenon) и Василий Уткин. Для большинства этих людей, несмотря на их медийный статус, YouTube стал главной контент-площадкой и одним из ключевых источников дохода.

Смена формата и первый хейт

В 2019 году Дудю стали приедаться интервью с селебрити и тогда он решил немного изменить формат — снимать социально значимые работы. Журналист выпустил документальный фильм «Беслан. Помни» о теракте в школе в 2004 году, из которого многие молодые зрители впервые смогли узнать о подробностях трагедии. Затем вышел фильм «ВИЧ в России», который был показан в Госдуме и многих учебных заведениях, а также документалка «Колыма — родина нашего страха», которая вызвала массовое обсуждение об отношении россиян к личности Сталина.

Примерно в то же время Дудь словил первую порцию критики: его интервью с ведущим Дмитрием Киселевым комментаторы посчитали провальным, упрекнув блогера в плохой подготовке. Также ругали его фильм о Кремниевой долине — он якобы получился слишком однобоким, поверхностным и сексистским. А блогер Ивангай пытался подловить блогера на том, что тот якобы отцензурировал фрагмент интервью о голодоморе и репрессиях.

Ничего из этого не пошатнуло статус Дудя как главного интервьюера страны: именно к нему на пике славы пришел рэпер Моргенштерн, с ним беседовала чета Навальных после отравления оппозиционера, а своеобразное «исправление ошибок» после Киселева произошло на интервью с другим журналистом — Александром Гордоном.

Дудь красавчик?

Несомненно! Он трижды лауреат премии «GQ Человек года», дважды — премии «Редколлегия», третий богатейший блогер России по версии журнала Forbes. Дудь изменил не только российскую журналистику и YouTube, но и наш лексикон: в народ пошли его фирменные вопросы «Сколько ты зарабатываешь?» и «Путин красавчик?» Если при прочтении этой статьи у вас в голове заиграл джингл «Юрий будет Дудь, Дудь будет Юрий» — можете поблагодарить его и за это.

Главное же подтверждение того, что Дудь красавчик — это его зрители: практически под каждым интервью журналиста количество лайков в десятки, сотни раз превышает количество дизлайков. А разве что-то может быть лучше народного признания?

━━━━━

Никита Прунков