Alexander Popov/Unsplash
Alexander Popov/Unsplash

Почему на российских дорогах гибнет так много людей?

Главные причины — несоблюдение ПДД и вождение в нетрезвом виде

10 сентября в аварию попала журналистка Ксения Собчак — ее водитель пошел на обгон и врезался во встречный автомобиль. Ежедневно дорожные происшествия происходят из-за пьяных водителей, использования телефона за рулем и пренебрежения правилами ПДД. Разбираемся в других причинах смертельных ДТП, а также рассказываем, как с ними борется власть и какие меры еще возможно предпринять.

Общая статистика

За 12 сентября на дорогах России произошло 328 ДТП, погибли 25 человек, включая одного ребенка, 395 человек пострадали. Об этом говорит официальный портал ГИБДД. В среднем, в авариях ежечасно погибают один-два человека.

В статистику попадают лишь ДТП с погибшими и ранеными. Иногда водители договариваются на месте по европротоколу. За 2020 год в России произошло 145 тыс. аварий, каждая девятая из них была со смертельным исходом. За год на дорогах погибли почти 16 тыс. человек — это сравнимо с 45-ю упавшими самолетами при полной загрузке. Каждая седьмая авария случается по вине пьяных водителей: по их вине погибла четверть от общего числа жертв.

Согласно отчету МВД, самый опасный регион в России для водителей, пассажиров и пешеходов — Чечня, Ингушетия и Чукотка. В Москве на тысячу ДТП в среднем погибают 155 человек.

Причины аварий

Незнание ПДД. Одно из самых частых нарушений — игнорирование знака «Уступи дорогу» на перекрестке: когда автомобиль с второстепенной дороги не пропускает другой, который едет по главной дороге.

Вождение в нетрезвом виде остается в топе причин большинства аварий. За нетрезвое вождение водителю грозит лишение прав — причем вне зависимости от того, сколько промилле было в крови (норма не должна превышать 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха).

Использование телефона за рулем. Согласно опросам ВЦИОМ, более половины респондентов разговаривают по телефону за рулем. Участники исследования заявили, что не считают опасным отвлечение от дороги на одну или две секунды. Однако за секунду при скорости 110 км в час автомобиль проедет 30 м — и в этот момент на дороге может оказаться пешеход.

Превышение скорости. В 2020 году наибольшее количество штрафов (более 40 млн) за нарушение ПДД было выписано именно за превышение скоростного режима.

Несоблюдение правил безопасности — сюда входит непристегнутый ремень, неисправность приборов, а также рискованные маневры на трассе: например, обгон с использованием встречной полосы. Водитель не всегда может объективно оценить расстояние и время, которое ему понадобится на обгон, поэтому стоит подстраховаться и совершить маневр при отсутствии встречных машин.

Плохое состояние и проектирование дорог. По мнению самой Госавтоинспекции МВД России, треть всех аварий происходит из-за некачественных дорог и недостатков в правилах проезда перекрестков, включая световые сигналы.

Сокращение личного состава в ГИБДД. По словам самих сотрудников, руководство выдвигает к ним слишком много требований, из-за чего им нередко приходится перерабатывать. Наряд полицейских теперь заменяют фотовидеофиксаторы, они же могут снять нарушение ПДД, но выявить нетрезвого за рулем и предотвратить аварию робот уже не в силах.

Неправильная организация пешеходных переходов. Пешеходы могут пересекать дорогу в неположенном месте, резко выбегать на переход или в темное время суток передвигаться в темной одежде. Но конечная вина за ДТП с пешеходами лежит не на людях, а на неправильном проектировании: отсутствии освещения, островков безопасности, неудобстве подземных и наземных переходов.

Картина типичного ДТП в России

Если сложить данные из доклада МВД за 2020 год, то можно получить примерную картину среднестатистической аварии в России.

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. Он уже не новичок, его стаж может достигать десяти лет. Ездит на легковом автомобиле Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo или Toyota RAV4. Но также может иметь автомобиль бизнес-класса — вероятно, Mercedes-Benz Е-class или BMW третьей серии.

Авария происходит в августе, в пятницу вечером в столице региона. Скорее всего водитель не пропустил на перекрестке другую машину или наехал на пешехода.

Что делают власти для безопасности на дорогах?

Еще в 2019 году МВД заявило о планах снизить смертность на дорогах до нуля к 2030 году. Ежегодно предпринимаются все новые меры, количество ДТП действительно становится меньше, но нулевая смертность по-прежнему остается недостижимой целью.

Власти несколько раз ужесточали наказание за пьяную езду. Так, в 2019 году с девяти до 15 лет был увеличен максимальный срок лишения свободы за пьяное ДТП с жертвами. В 2021 году власти увеличили уголовное наказание за аварию без жертв для пьяных водителей, которые ранее лишались прав по той же причине.

Теперь правительство предложило ввести уголовную ответственность за езду в нетрезвом виде, даже если водитель не совершил ДТП — соответствующее поручение МВД, Минздраву и Минюсту дал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Также власти запретили занимать вафельную разметку на перекрестках, приравняли нетрезвых водителей, устроивших ДТП, к скрывшимся с места преступления (за тяжкий вред здоровью можно получить до 15 лет лишения свободы).

Ради снижения числа аварий из-за технической неисправности президент Владимир Путин подписал закон об обязательной фотофиксации техосмотра машины — это позволило сократить выдачу номинальных диагностических карт (то есть без фактического прохождения ТО). Кроме того, теперь пассажирскому транспорту выдают специальную лицензию, а в Москве устанавливают билборды с напоминанием правил безопасности.

В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» над многополосными дорогами устанавливаются надземные переходы, а возле наземных ставят специальные светофоры или светодиоды, которые указывают водителям на зону пешехода в темное время суток. Но проблемными остаются участки вне населенных пунктов, куда провести электричество возможности нет.

Как еще можно снизить количество ДТП?

Авторы доклада «Устойчивая и безопасная среда» — Всемирный банк и WRI Ross Center for Sustainable Cities — предлагают рассмотреть несколько мер, которые помогут обезопасить улицы городов и крупные трассы.

1. Грамотная застройка городов позволит быстро добираться до нужного места на общественном транспорте. Скоростные магистрали лучше не проводить через жилые районы.

2. Дизайн улиц, включающий яркие пешеходные переходы, создание дополнительных неровностей на дороге и сужение улиц. На узком участке дороги с лежачим полицейским вероятность аварии становится гораздо ниже.

3. Развитие общественного транспорта дает возможность с комфортом добираться до места учебы, работы и прочих дел. У жителей районов с хорошо развитым общественным транспортом шанс попасть в ДТП в пять раз меньше, чем у тех, кто живет в районах, ориентированных на личные автомобили.

4. Снижение максимальной разрешенной скорости спасет жизни десятков тысяч человек. ГИБДД уже рассматривала инициативу об изменении такой скорости с 60 км/ч до 30 км/ч в населенных пунктах, но продолжения она не получила.

━━━━━

Эльвира Асмакиян