Как бы отличалась наша жизнь, если бы мы все жили на Пангее?
200-300 миллионов лет назад в мире существовал один-единственный материк, который покрывал треть нашей планеты — Пангея. Омывал его один огромный океан под названием Тетис. 175 миллионов лет назад материк раскололся и образовал новые, знакомые нам континенты, а всемирный океан превратился в несколько других, поменьше. Если бы этого не случилось и все осталось так, как было, то мы бы жили в совсем ином климате, а некоторых животных просто бы не существовало. Есть и плюс — можно было бы поехать в кругосветное путешествие на машине.
Прогноз погоды — сухо и жарко
Наши континенты очень разные. Климат отличается настолько, что у кого-то круглый год лето и жара под +50 градусов Цельсия, а кто-то живет в вечном холоде. Благодаря разнице в климате на наших континентах у нас так много разных живых организмов — все приспособились к своей погоде.
На единственном материке такого разнообразия не было. Если бы суша была всего в одном полушарии нашей планеты, она вращалась бы по-другому — материк расположился бы в жарких регионах близко к экватору. Климат был бы весьма специфическим: в центре Пангеи была бы засуха и жара, потому что до воды очень далеко, дождь бы просто не смог так далеко дойти, вода в облаках бы просто испарилась.
И наоборот, те страны, где сейчас жарко, стали бы холодными и покрытыми снегом. Австралия, например, «прилипла» бы к Антарктиде. А в России было бы теплее.
Между холодом и жарой были бы джунгли. Во влажных тропиках жили бы млекопитающие, а рептилии смогли бы жить и в центральном засушливом климате.
Океан был бы один — вода циркулировала бы иначе, из-за чего было бы много тайфунов.
Средняя температура на едином материке была бы как минимум на 20 градусов Цельсия выше, чем она есть сейчас — даже при глобальном потеплении мы не догоняем такую разницу, у нас счет идет на десятые доли градуса.
Как бы выглядели наши страны?
Исследователям стало интересно, как выглядел бы мир и какие страны граничили бы друг с другом, если бы мы жили на Пангее. Массимо Пьетробон создал концептуальную карту — Pangea Politica. На ней он изобразил, как располагались бы современные страны на Пангее.
Погода в них была бы совсем иная, поэтому большая часть была бы просто непригодной для жизни людей. В центре бы никто не жил — все бы рассредоточились в условной средней полосе, так что в центре стран бы либо не было совсем, либо людям пришлось бы как-то адаптироваться. Жизнь в таких условиях была бы очень дорогой — доставлять воду от берегов было бы очень долго и дорого.
Такую огромную пустыню мы бы даже не смогли использовать под солнечные панели, чтобы обеспечить материк электричеством. Пусть территория и огромная, но поддерживать панели в рабочем состоянии из-за песчаных бурь было бы тяжело.
Морские транспортные компании не существовали бы — зачем везти вокруг материка на корабле океаном, если можно по дороге грузовиком.
Мы бы выглядели иначе, а может, не существовали бы вообще
Конечно, мы в этом тексте отталкиваемся от идеи, что люди все еще живут на Земле. Но если бы Пангея не распалась, мы выглядели бы по-другому, а может, мы бы и не появились вовсе или не выжили, потому что именно благодаря тому, что материки распались, эволюция пошла в нашу сторону.
Вариант, где люди живут на Земле
Предположим, люди живут на Земле, как сейчас. У большинства из нас была бы темная кожа, темные волосы и темные глаза, потому что мы бы жили ближе к экватору. Голубоглазые блондины бы не вымерли, но их стало бы значительно меньше.
Культуры разных стран смешивались бы сильнее, ведь ни одна из них не смогла бы развиваться изолированно ото всех тысячелетиями, как это произошло в нашей истории. Вполне возможно, что мы были бы более сплоченными, а расизм бы не появился вообще, ведь все были бы «людьми мира», неразделенными океанами. А если мы живем рядом, идее «Мы и чужие» было бы сложнее развиться. Ведь все, в общем-то, живут через дорогу.
С другой стороны, войны бы стоили дешевле, и кто знает, к чему бы это привело. Оружие не пришлось бы перевозить океанами, все границы рядом, идти недалеко.
Вариант, где людей нет
Отдельные изолированные континенты хорошо способствуют эволюции видов, поэтому у нас так много разных животных и почти на каждом материке живут люди, которые приспособились к своим условиям — к местному климату и инфекциям. Сейчас нам относительно просто перемещаться между материками — на акклиматизацию уходит 3-5 дней. С инфекциями мы тоже со временем боремся — ко многим заболеваниям у нас врожденный иммунитет, от каких-то мы делаем в детстве прививки, а к каким-то приспосабливаемся по ходу дела, как последние два года. Если бы мы продолжили жить на одном континенте, не факт, что мы бы все это пережили.
Может ли Пангея снова образоваться?
Не только может, но и должна.
Это цикличный процесс — континенты движутся то друг от друга, разъединяясь, то по направлению друг к другу, снова собираясь в один большой материк. Мы этого не замечаем, потому что материки движутся со скоростью, с которой растут наши ногти на руках. Сейчас материки снова медленно собираются в одну большую Пангею. Это произойдет примерно через 200-250 миллионов лет, так что наши потомки увидят воочию, как устроена жизнь на одном материке — но это все при условии, что наш вид столько проживет.
Как вообще двигаются материки?
Вся эта гипотетическая история произошла бы, если бы континенты не двигались.
Но в нашем мире континенты двигаются, и еще как. Как земная твердь может двигаться? Об этом мы решили поговорить с геологом Павлом Селивановым, который по основному долгу службы занимается благородными металлами и драгоценными камнями. Такие металлы и камни преимущественно образуются в горячих, фантастически сжатых недрах Земли. Так что он прекрасно знает, что происходит у нас под ногами на разной глубине.
Хотите понять механизм стремительного (по геологическим меркам) движения частей света? Приглашаем в выпуск нашего подкаста!