MOHAMMED ABU OBAID/EPA/ТАСС
MOHAMMED ABU OBAID/EPA/ТАСС

В Судане военные совершили госпереворот. Последний произошел два года назад

Военные и гражданские лидеры не смогли поделить власть. От исхода политического кризиса будет зависеть, сможет ли Россия закрепиться в Африке

25 октября суданские военные арестовали премьер-министра и ряд высокопоставленных членов кабмина страны. В Хартуме начались массовые протесты продемократических сил, а лидер военных Абдель Фаттах аль-Бурхан объявил чрезвычайное положение. Рассказываем, что происходит в Судане, что предшествовало перевороту и как происходящее касается России.

Что происходит в Судане?

По данным телеканала Al Hadath, военные окружили дом премьера Абдаллы Хамдука рано утром и поместили его под домашний арест. Al Arabiya со ссылкой на свои источники пишет, что заговорщики потребовали от него публично поддержать переворот, а после отказа увезли в неизвестном направлении.

Кроме Хамдука, под арестом оказались еще пять высокопоставленных чиновников: министр промышленности Ибрагим аль-Шейх, министр информации Хамза Балул, член переходного совета Судана аль-Фики Сулиман и советник Хамдука Файзал Мохаммед Салех. Заговорщики также задержали главу провинции Хартум Аймана Халида и председателя «Народно-освободительного движения Судана — Север» Ясира Армана.

Лидер заговорщиков генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан объявил в стране чрезвычайное положение и распустил правительство и Суверенный совет, которые правили в Судане. Он пообещал провести выборы в 2023 году, а до тех пор сформировать «дееспособное правительство».

Военные полностью заблокировали въезды в Хартум и перекрыли доступ к международному аэропорту. В столице Судана полностью отключены интернет и мобильная связь. Сообщается, что заговорщики взяли под контроль гостелерадио, телевидение транслирует только патриотическую музыку и виды Нила.

Тем не менее министерство информации успело распространить призыв Хамдука «защитить революцию» мирным протестом. После этого сторонники демократического правительства устроили массовые акции. Демонстранты перекрывают дороги и поджигают покрышки. СМИ сообщают о стрельбе в районе штаб-квартиры армии. В столкновениях пострадали по меньшей мере 12 человек.

Гражданские против военных

Судан вошел в стадию затяжного политического кризиса в 2019 году. После свержения президента Омара аль-Башира, находившегося на посту 30 лет, власть перешла к переходному Суверенному совету. В него вошли 11 человек: шесть представителей гражданских властей и пять военных.

Премьером назначили экономиста Абдаллу Хамдука, а председателем совета (и де-факто главой государства) — генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана. Планировалось, что совет просуществует три года, после которых в Судане пройдут всеобщие выборы. В ноябре 2021 года аль-Бурхан должен был уступить свое место Хамдуку.

Однако на фоне экономических проблем, нехватки продовольствия и эпидемии COVID-19 трения между гражданскими и военными лидерами накалились до предела.

В сентябре группа сторонников экс-президента аль-Башира из числа военных совершила неудачную попытку госпереворота. После этого правящая коалиция окончательно раскололась, а по всей стране прокатилась волна столкновений между сторонниками обеих фракций. Поддерживающие военных требовали роспуска правительства Хамдука, тогда как их оппоненты выступали за окончательную передачу власти гражданским.

Накануне переворота Хамдук и аль-Бурхан провели переговоры по разрешению кризиса. По-видимому, они не увенчались успехом.

Что все это означает для России?

Политическая ситуация в Судане напрямую влияет на позиции России, которая имеет там свои интересы. В стране работают российские золотодобывающие и нефтяные компании. Кроме того, РФ пытается разместить на суданской территории военно-морскую базу — соглашение об этом заключили еще в 2017 году.

После свержения аль-Башира суданское правительство стало улучшать отношения с Западом, что начало сказываться на планах Москвы. Так, на фоне многомиллионных траншей со стороны США Хартум затормозил размещение базы и потребовал дополнить договор пунктом об оказании экономической помощи.

Пока что Москва не выказала явных симпатий ни одной из сторон, однако, чтобы сохранить влияние, ей придется это сделать. Тем более, что другие внешние игроки уже определились с выбором — США еще до переворота встали на сторону Хамдука , тогда как военные тяготеют к сотрудничеству с Египтом и другими региональными державами.