Frederic Legrand - COMEO/Shutterstock
Frederic Legrand - COMEO/Shutterstock

17 американских СМИ опубликовали расследования против Facebook. О чем они?

Согласно документам, Facebook знает о торговле людьми через соцсеть, продвигает материалы радикальных сообществ и не обращает внимание на разжигающие ненависть посты

25 октября 17 американских медиа одновременно опубликовали Facebook Papers — материалы внутренних расследований и документов о вреде, который наносят алгоритмы и сервисы соцсети. Котировки Facebook, несмотря на утечку, продолжают расти, а основатель соцсети Марк Цукерберг уверен, что данные публикации не более чем обычные «попытки оклеветать компанию». Что происходит с Facebook и почему ее бывшие сотрудники сливают информацию в СМИ? Давайте разбираться.

Как архивы Facebook попали в руки журналистов

5 октября бывший менеджер по продукту Facebook Фрэнсис Хауген выступила на слушаниях в Сенате США, где обвинила соцсеть в том, что она «наносит вред детям, вносит разногласия в общество и ослабляет нашу демократию».

Женщина передала властям внутренние документы компании — они подтвердили, что Facebook недостаточно борется с хейтбейтом и дезинформацией, так как боится потерять охваты. Перед увольнением Хауген удалось скопировать данные и затем передать их The Wall Street Journal — так появилась первая порция разоблачений против соцсети.

В дальнейшем журналисты 17 изданий провели совместную работу, изучив тысячи страниц внутренних документов из архива Хауген. Медиа опубликовали уже более двух десятков статей, основанных на Facebook Papers.

Что стало известно благодаря Facebook Papers

Facebook знает о торговле людьми через соцсеть, продвигает материалы радикальных сообществ и не обращает внимание на разжигающие ненависть посты в странах с военным положением.

На Ближнем Востоке алгоритмы обнаружения террористического контента удаляли не тот контент в 77% случаев — высказывания на арабском языке ошибочно принимались за политические призывы, в черный список попадало множество каждодневных или нейтральных арабских слов. Это происходило из-за нехватки специалистов, знакомых с местным языком и культурой.

В Афганистане (где ежемесячная аудитория Facebook составляет порядка 5 млн человек) компания удалила менее 1% разжигающих ненависть высказываний. В Эфиопии у Facebook просто не было алгоритмов для выявления оскорблений на основных языках — оромо и амхарском. Соцсеть также «не смогла остановить распространение риторики ненависти в отношении рохинджа» — мусульманского меньшинства в Мьянме.

Руководство Facebook позволяло политикам и селебрити нарушать правила публикации в соцсети, вопреки собственным же правилам. В результате они попадали в «белые списки» и могли публиковать все что угодно, без ограничений и модерации. Решение по таким кейсам принимали топ-менеджеры Facebook и сам глава компании Марк Цукерберг.

Facebook знал о проблеме распространения дезинформации и вредоносного контента и создавал вымышленные учетные записи, чтобы на их примерах изучить, как распространяется подобная информация. В 2019 году сотрудники компании создали поддельную учетную запись 41-летней сторонницы Трампа — очень скоро алгоритмы стали предлагать ей конспирологические теории и «поляризующий контент». В ходе аналогичного эксперимента в Индии Facebook начал предлагать фейковому пользователю сцены насилия и сфабрикованные съемки авиаударов Индии в Пакистане.

Apple несколько лет назад угрожала удалить Facebook и Instagram из магазина приложений. Компанию беспокоило то, что соцсети используются как инструмент для отправки горничных из Азии в страны Ближнего Востока. Когда Facebook пообещал принять меры, Apple пошла на уступки и оставила приложения в App Store.

Молодежь и подростки теряют интерес к Facebook, но руководство соцсети предпочитает не афишировать эту тенденцию, поскольку опасается потерять прибыль от рекламы на платформе. Подростки стали проводить в Facebook на 16% меньше времени, чем в прошлом году, «молодые взрослые» — на 5% меньше. Число регистраций в этих возрастных категориях также упало.

Что об этом говорит Цукерберг?

Глава Facebook опубликовал на своей странице в соцсети заявление, в котором назвал публикации попыткой оклеветать компанию.

Марк Цукерберг

Добросовестная критика помогает нам стать лучше. Но, на мой взгляд, то, что мы видим сейчас, это скоординированные усилия по выборочному использованию утекших документов с целью представить искаженную картину о нашей компании

一 Марк Цукерберг

По его словам, в дальнейшем соцсеть должна вновь сделать акцент в своем развитии на молодых пользователях в возрасте от 18 до 29 лет, а не пытаться привлечь максимально обширную аудиторию. Цукерберг заявил, что такие компании, как Facebook, не должны самостоятельно принимать все решения о своей медийной политике — в некоторых вопросах необходимо применять государственное регулирование.

Он также добавил, что решить проблемы Facebook не получится никогда: «Легко заявить, что мы не разрешаем эти компромиссы, потому что мы просто сосредоточены на зарабатывании денег. Но на самом деле эти вопросы касаются в первую очередь не нашего бизнеса, а баланса сложных социальных ценностей. Независимо от того, что делает Facebook, мы никогда не решим их».

Пресс-служба компании также отвергла обвинения со стороны журналистов: «Конечно, мы ведем бизнес и извлекаем прибыль, но предположение о том, что мы делаем это ценой безопасности или благополучия людей, противоречит нашим коммерческим интересам».

Это как-то сказалось на компании?

В квартальном отчете компания показала выручку в $29,1 млрд (+35% год к году) и прибыль $9,2 млрд (+18%), а количество активных пользователей выросло до 1,93 млрд человек (+6% год к году).

Новая политика конфиденциальности Apple (затрудняет таргетирование рекламы) и скандал с Facebook Papers должны были негативно сказаться на выручке компании, однако Financial Times уже прогнозирует компании от $31,5 млрд до $34 млрд прибыли в следующем квартале. После выхода отчета котировки компании на торгах выросли на 3%.

Эксперты уверены: Facebook переживет нынешний скандал, но не падение интереса среди молодежи. «Действительно для Facebook значение имеет тот факт, что их же собственные внутренние данные показывают, что эта соцсеть постепенно теряет свою значимость, хотя и доминирует в политическом дискурсе о высоких технологиях, — пишет популярный подкастер Саагар Энджети. — Будущее не за Facebook, и они сами это понимают».