Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

В Молдавии — энергокризис из-за спора с Россией. К зиме она может полностью лишиться газа

Кишинев пытается выторговать для себя выгодные условия, но пространства для маневра у него практически нет

Россия и Молдавия продолжают спорить из-за газа, хотя времени на переговоры у них остается все меньше — 31 октября истекает срок действующего соглашения. Кишинев объявил режим ЧП и ищет альтернативные источники газа, а «Газпром» угрожает полностью остановить поставки уже с 1 декабря. Объясняем, почему начались разногласия, при чем здесь Приднестровье и что в споре все-таки главное — экономика или политика?

Что происходит в Молдавии?

22 октября власти Молдавии ввели режим чрезвычайного положения на 30 дней. Из-за дефицита бизнес и граждан попросили сократить потребление газа на теплоснабжение и второстепенные нужды. В Кишиневе временно отключили Вечный огонь. А работу предприятий переводят на альтернативное топливо — правительство выделило для этого 16 тыс. т мазута.

Премьер-министр Молдавии Наталья Гаврилица заявила, что дефицит на газовом рынке достиг 16 млн куб м. Потребности в октябре были удовлетворены лишь на 67%, а давление в трубах находится на критически низком уровне.

До сих пор газовые отношения между Россией и Молдавией регулировало соглашение от 2008 года, которое постоянно продлевали. 30 сентября срок его действия вышел — стороны не смогли договориться об условиях контракта и вместо этого заключили временное соглашение до конца октября.

По подсчетам Международного энергетического агентства, газ занимает примерно 53% в энергобалансе Молдавии, 23% приходится на нефть и 19% на твердое топливо. Большая часть газа используется для производства электроэнергии и отопления. Его крупнейший потребитель — жилой сектор.

Молдавия потребляет порядка 3 млрд куб. м газа в год. В этом она полностью зависит от поставок из России. Обслуживанием газовой инфраструктуры и распределением голубого топлива занимается компания «Молдовагаз», где «Газпром» владеет контрольным пакетом (50% плюс одна акция).

Почему Россия и Молдавия не могут договориться?

Основной камень преткновения — цена на газ. Раньше она была привязана к нефти, что позволяло избежать резких скачков цен. Однако в этом году по инициативе «Молдовагаза» стороны перешли на рыночное регулирование, зависящее от цены на немецком газовом хабе NCG на месяц вперед.

В 2020 году цены на газ находились на низких уровнях, поэтому такой принцип ценообразование выглядел для Кишинева более выгодным. Но из-за возникновения дефицита голубого топлива в Европе все произошло ровно наоборот: средняя цена за 1 тыс. куб. м газа для Молдавии выросла со $150 (в 2020 г.) до почти $800 (в октябре 2021 г).

Кишинев не устроило такое положение дел, из-за чего он попросил заключить контракт на год вперед — это позволило бы сбросить цену на 50%. «Газпром» же согласился предоставить только 25% скидку с прежней месячной привязкой при условии погашения накопившегося долга за уже произведенные поставки, который власти Молдавии отказываются признавать.

А что не так с долгом?

Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что Молдавия должна России $709 млн. Из них $433 млн составляют тело долга, еще $276 млн — пени за просрочки. Российская делегация предлагает погасить первую часть в течение трех лет, а оставшуюся часть выплатить за два года.

Молдавия же категорически не хочет обсуждать тему долга на текущих переговорах. «Историческая задолженность — это очень большой долг, который мы не признаем… Это тема для отдельного разговора, она должна обсуждаться в другом контексте», — заявила Гаврилица 23 октября.

Проблема в том, что из всего объема газа, который поставляет Россия, Молдавия получает меньше половины — 1,2 млрд куб. м. Остальные 1,8 млрд идут в Приднестровье, которое находится в составе Молдавии де-юре, но де-факто остается независимым государством. При этом оно не платит за газ, и все накопленные долги ложатся на плечи Кишинева.

Общая задолженность Молдавии и Приднестровья перед Россией составляет почти $8 млрд — именно ее и не хотят признавать молдавские политики. Сумма же в $709 млн прозвучала публично впервые. Поэтому вице-премьер страны Андрей Спыну выразил готовность продолжать переговоры по этому вопросу только после проведения независимого аудита, который бы подтвердил названные «Газпромом» цифры.

В свою очередь, источник газеты «Коммерсантъ» в молдавском правительстве уточнил, что проблема может быть в другом — если Кишинев примет предлагаемые «Газпромом» условия, то в совокупности ему придется платить свыше $1200 за 1 тыс. куб. м газа, чего он не может себе позволить.

Газовый спор — экономический или политический?

Россия настаивает, что переговоры с Молдавией о поставках газа — исключительно коммерческое дело. По словам Куприянова, «Газпром» не может работать себе в убыток, а кризис провоцирует сам Кишинев.

Такую же позицию высказал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Есть потребность, есть коммерческое предложение, есть предлагаемая скидка, есть также проблема аккумулированного долга. Все это носит коммерческий прикладной характер, никакой политизации здесь нет и быть не может».

Так или иначе российско-молдавский спор уже приобрел политический окрас. Начало газового кризиса совпало с утверждением нового состава правительства Молдавии, который предложила президент Майя Санду. Сама Санду и ее партия «Действие и солидарность», победившая на досрочных парламентских выборах в июле, считаются прозападными политиками.

Газета Financial Times пишет, что таким образом Россия пытается «наказать» Санду за ее курс на сближение с ЕС. По словам ее источников, «Газпром» требовал от Кишинева отсрочить внедрение Третьего энергопакета и внести правки в договор о свободной торговле с ЕС в обмен на скидку.

Есть ли у Кишинева альтернативы?

У Молдавии практически отсутствует пространство для маневра, поэтому пойти на компромисс с «Газпромом» ей, вероятно, все же придется. Собственных резервов у нее нет и не может быть из-за отсутствия газовых хранилищ. А «Газпром» угрожает остановить поставки, если сторонам не удастся достигнуть соглашения до 1 декабря. Если это произойдет, страна рискует замерзнуть зимой.

Молдавия может попытаться растянуть сроки и продлить временный договор до конца ноября. Однако в этом случае ей придется закупать газ по цене выше $1 тыс. — что, по словам молдавских политиков, Кишиневу не по карману. Кроме того, «Газпром» требует сперва расплатиться по долгам за сентябрь и октябрь.

Параллельно молдавские власти пытаются начать закупки газа из альтернативных источников. Они уже заказали небольшие объемы газа (по 1 млн куб. м) у Польши и Голландии и параллельно ведут переговоры с Украиной и Румынией. При этом их цена едва ли будет ниже российской — европейцы сами торгуют импортным газом, который получают от Москвы.

У Кишинева остается вариант альтернативных поставок без учета Приднестровья. Но при таком раскладе страна рискует столкнуться с энергетическим кризисом — порядка 80% электроэнергии она получает от приднестровской «Молдавской ГРЭС», которая работает на газе.

━━━━━

Виталий Рюмшин