От «коровьих вакцин» до COVID-19: краткая история движения антипрививочников
Антиваксеры — главные антагонисты эпохи коронавируса. Именно их обвиняют в срыве кампании по вакцинации в России, введении частичного локдауна и нерабочих дней. С начала пандемии борцы против вакцинации превратились из маргиналов во влиятельное движение, раскинувшее свои сети по всему миру — и это при том, что правительства безуспешно борются с ними уже больше 150 лет. Рассказываем историю антиваксеров и их крестового похода против прививок.
Антиваксеры против лекарства от оспы
Противостояние антиваксеров и врачей стартовало с того самого момента, когда появились вакцины — а произошло это в XIX веке в Великобритании. Все началось с экспериментов врача Эдварда Дженнера по поиску лекарства от оспы — в те времена чрезвычайно заразной и смертельной инфекции.
Его опыты оказались успешными и привели к разработке первой в истории вакцины на основе коровьей оспы, которую взяли на вооружение британские власти. В 1853 году они приняли закон о вакцинации, обязав прививать всех детей младше трех месяцев. В 1867 году прививки распространили на детей до 14 лет, а за отказ ввели штрафы.
Дженнер обратил внимание на то, что люди переносили коровью оспу легче натуральной, а после уже не заболевали ею. Медик придумал вкалывать здоровым людям содержимое нарывов коровьей оспы для выработки иммунитета, что легло в основу первой в истории вакцины.
В 1796 году Дженнер взял необходимый материал у заразившейся крестьянки Сары Нелмс и привил им 8-летнего мальчика Джеймса Фиппса. Опыты оказались чрезвычайно успешным: Фиппс перенес заболевание легко, а последующие попытки заразить его обычной оспой не дали результата.
Открытие сельского врача сразу же получило всеобщее признание и стало набирать популярность в Европе. В 1802 году парламент Великобритании наградил его премией в 10 тыс. фунтов, а через пять лет выделил еще 20 тыс. В стране открылись два медицинских института, которые возглавил Дженнер, а на Трафальгарской площади ему поставили памятник.
Это вызвало бурю негодования. Если до принятия законов «коровью прививку» Дженнера критиковали отдельные скептики, то после их голоса слились в унисон и привели к образованию первой официальной организации — Национальной анти-вакцинаторской лиги (1866 г).
Двигателем движения стали, как ни странно, либералы и духовенство. Первые критиковали законы за нарушение прав человека и пропагандировали принцип «мое тело — мое дело». Вторые же считали, что ни один уважающий себя христианин не должен вкалывать нечто, произошедшее от животных. В целом аргументация противников вакцинации в XIX веке сводилась к нескольким постулатам (которые очень сложно отличить от того, что говорят антиваксеры сегодня):
Вакцина не предотвращает заболевание и не облегчает его.
Вакцина вызывает смертельные заболевания (оспа, туберкулез, заражение крови и т.д.) или представляет из себя яд.
Обязательная вакцинация — это деспотизм.
Врачи преувеличивают опасность эпидемий, чтобы заработать деньги.
Позже антиваксерские движения начали появляться в других странах Европы и США. Они пропагандировали отказ от «опасных» вакцин и замену их альтернативными методами лечения — травами и гомеопатией. Иногда их деятельность оказывалась успешной и приводила к печальным последствиям. Так произошло в Стокгольме, где из-за массового отказа от вакцинации в 1873-1874 гг. разразилась эпидемия оспы.
Псевдоэксперты выходят в свет
С течением времени в мире становилось все больше вакцин. Настоящий «бум» вакцинации произошел в XX веке, когда ученые разработали первые прототипы современных препаратов. Однако антипрививочники продолжали протестовать: в разное время они бунтовали против вакцинации от коклюша, полиомиелита, кори, свинки, краснухи и т.д.
В некоторых случаях сопротивление возникало из-за банального непонимания того, как работают прививки. В других страхи людей подпитывались реальными инцидентами. Одним из таких случаев стала первая массовая вакцинация от полиомиелита в США в 1955 году, после которой 40 тыс. детей заразились болезнью, 200 остались парализованными, еще 10 умерли. Причиной трагедии стала некачественная вакцина от компании Cutter Laboratories, в которой оказался активный вирус.
В 1980-1990-х гг. движение антипрививочников качественно трансформировалось. В нем появились селебрити — звезды и распиаренные псевдоэксперты, которые вели собственные радио- и телепередачи и писали книги о вреде вакцинации. Стремительно развивающаяся индустрия медиа позволила им ретранслировать свои идеи миллионам людей, что привело к появлению влиятельных антиваксерских групп.
В 1982 году американская журналистка Лия Томпсон сняла документальный фильм, где рассказала, что прививки от дифтерии, столбняка и коклюша приводят к повреждениям мозга и смертям среди детей. Фильм дал старт масштабной антипрививочной кампании и привел к формированию организации «Недовольные родители вместе» (Dissatisfied Parents Together — DPT). В 1986 году под ее давлением правительство США приняло закон, который обязывал фармкомпании передавать государству и родителям информацию о возможных негативных последствиях прививок.
В 1998 году переполох вызвала статья британского врача Эндрю Уэйкфилда в журнале The Lancet — он утверждал, что вакцины против кори, паротита и краснухи вызывают аутизм у детей. Позже выяснилось, что Уэйкфилд сфальсифицировал доказательства, и его лишили врачебной лицензии. Однако аргумент аутизма до сих пор остается популярным среди антипрививочников.
Идейным продолжателем дела Уэйкфилда стала американская актриса Джэнни Маккарти, которая с 2008 года занимается антипрививочным активизмом. Она написала уже три книги и регулярно дает интервью, где рассказывает о том, как вакцины вызывают аутизм.
Массовое распространение интернета и соцсетей только усилило этот тренд. Если раньше антипрививочники-селебрити были хоть как-то ограничены политикой телекомпаний, то теперь они получили платформы, с которых могли вещать на неограниченную аудиторию. В риторике появились и новомодные элементы, вроде критики фармкомпаний за дороговизну лекарств и то, что они якобы скрывают вакцины. Однако подход — распространение непроверенной информации и теорий заговора — остался тем же, что и больше 150 лет назад.
Антипрививочное движение в России
Российские антипрививочники стали присоединяться к всемирному крестовому походу против вакцин сравнительно поздно. Почти весь XX век советское правительство жестко контролировало ситуацию и не давало людям права выбора — ставить укол или нет. Антиваксерство же было уделом небольшой прослойки диссидентов, которые отказом от прививок выражали протест против политики государства.
Однако после распада СССР ситуация коренным образом изменилась и на авансцену начали выходить псевдоученые, вроде вирусолога Галины Червонской и гомеопата Александра Котока. Идеи российских антиваксеров легли на благоприятную почву из хронического недоверия россиян к властям и медицине и сразу же пошли в народ, отразившись на здоровье общества. В 1990-х гг. из-за резкого падения числа прививок в России началась вспышка дифтерии — заболевания, которое считали побежденным еще в 1975 году.
С тех пор антипрививочники прочно обосновались в нашем медиаполе. Причем подобные высказывания допускали не только маргиналы, но и признанные лидеры мнений, а также некоторые представители власти. Против вакцинации выступали актриса Мария Шукшина, балерина Анастасия Волочкова, шоумен Никита Джигурда, музыкант Юрий Лоза и многие другие. В 2020 году общественные настроения и бесконтрольный поток информации сложились в «идеальный шторм», дав старт золотому веку российского антиваксерства.
Сегодня антипрививочное движение в России представляет собой гремучую смесь из антиваксеров-селебрити, мошенников, которые продают липовые сертификаты, играющих на антипрививочных настроениях политиков и безумных конспирологов. К последним относится «Национальная ассоциация врачей» — сторонники целительницы Светланы Пеуновой, которая предсказывала захват земли рептилоидами, а сейчас находится в международном розыске за мошенничество.