Святая вода и ртуть: во что люди верили в прошлые пандемии, когда не было вакцин
На протяжении тысячелетий человечество объясняло окружающий мир с помощью мистики — в том числе природу болезней. В процессе рождалось немало примет, которые люди передавали из уст в уста. В пандемию коронавируса наступила эпоха новых суеверий: например, некоторые ковид-диссиденты уверены, что вирус вызывают вышки 5G. В канун Хэллоуина и по случаю нового локдауна мы решили вспомнить самые распространенные и жуткие поверья из пандемий прошлых столетий.
Черная смерть: Дева Чума и ртутные амулеты
Всего известно о трех крупных эпидемиях чумы. Юстинианова чума началась в 541 году и за два столетия убила около 100 млн человек (примерно половину населения Европы). Черная смерть в 1340-1350-х годах унесла до 200 млн жизней: она стала самой смертоносной невирусной эпидемией за всю историю человечества. И третья чума началась в Китае в 1855 году и продлилась не менее века, от нее погибли более 10 млн человек. Большинство легенд и суеверий, дошедших до наших дней, принадлежат к периоду Черной смерти.
Греческий врач Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) был первым, кто относился к болезни не как к вмешательству высших сил, а как к проявлению естественных причин. По легенде, он даже спас жителей Афин от чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции. Но причины возникновения эпидемий были грекам неведомы, поэтому с подачи Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) стали считать, что чуму вызывают миазмы — испарения, делающие воздух «плохим». Эта концепция просуществовала вплоть до конца XIX века.
В XIV веке врачи понимали, что чума идет с южной стороны, то есть портовых городов, но не могли связать это с тем, что туда же прибывают корабли с разных уголков земли, перевозивших чумную палочку вместе с крысами. Поэтому, чтобы защитить себя от «воздушного яда» с юга, жители городов строили жилища с нуля или перестраивали окна в своих домах на север.
Существовала масса других способ уберечься от болезни: люди задерживали дыхание, дышали через ткань, жгли вокруг себя ароматные травы и брызгали парфюм. Отгонять смерть пытались и заколдованными драгоценностями с амулетами. Церковнослужители заливали в обереги ртуть, а иногда клали маленькие мешочки с мышьяком. Кулон вешали на шею, думая, что яд спасет от смерти.
В славянских землях был другой обряд — опахивания села от чумы. Причем это должны были делать в полночь обнаженные женщины, а остальным жителям запрещалось покидать дома. Финно-угорский народ саамы прогонял чуму в горы с помощью песен и заклинаний: жители собирали чучело болезни, отпевали его, а затем либо сжигали, либо топили. Порой могли замуровать в стене или проклясть.
Во Франции с одобрения церкви проводили следующий обряд: по всей длине городской стены протягивали нить, и ее же потом использовали в качестве фитиля для огромной свечи на алтаре. Нить зажигали во время всеобщей мессы. Другое распространенное суеверие состояло в питье молока, которое, согласно поверьям, тоже отталкивало чуму.
Борьба с неизвестной болезнью обретала и ксенофобские очертания: считалось, что инфекцию пустили в народ евреи, потому что они меньше всех болели чумой. Якобы для проведения ритуалов евреи убивали детей и проливали человеческую кровь, а после проклинали всех «не своих», чтобы истребить христианское население Европы. Антисемиты, верившие в теорию заговора, устраивали погромы и нападения на евреев. Из их домов выносили драгоценности, потом запирали всю семью и поджигали здание. В немецких городах и вовсе сжигали целые общины на глазах местных жителей.
Воображение людей рисовало чуму то слепой старухой, которая подметает порог дома, то черным всадником в маске. Но особенно в культуре был запечатлен образ болезни в лице Девы Чумы (Plague Maiden). По преданию, она осадила некий город, где заглядывала в дом любого, кто забыл запереть окна, дверь или просто решил выйти за едой и питьем. В доме зеваки появлялся летающий красный шарф, и вскоре вся семья умирала от чумы. Однажды нашелся смельчак, который бросил вызов Деве — с мечом, на котором он выгравировал «Иисус, Мария», мужчина открыл дверь дома. Когда в проеме показалась призрачная рука и тот самый красный шарф, дворянин сразу же отсек руку призраку. Это его не спасло: вскоре мужчина скончался от болезни со всей своей семьей. С тех пор Деву в городе больше никто не видел.
В 1351 году эпидемия, опустошившая Европу и прилегающие острова, пошла на спад и почти полностью закончилась к 1353 году. Но чумная палочка продолжила мутировать до следующих вспышек и потрясений.
Чума в России: иконы, полынь и «очистительные костры»
Приход чумы на Древнерусское государство исследователи связывают с развитием торговли. Первая крупная вспышка пришлась на 1090 год — предположительно, чумную палочку завезли купцы. Но настоящий удар по русскому народу произошел во время Черной смерти, бушевавшей в Европе. Причем под удар Русь попала уже в конце пандемии, в 1352 году. Тогда инфекция просочилась через Польшу.
В XIV-XVI веках на Руси, как и в Европе, еще не была сформирована доказательная медицина, поэтому спасение народ видел в духовности. А именно в молитвах, молебнах, крестных ходах и строительстве церквей. Так, в 1352 году Псков первым пострадал с приходом Черной смерти на русские земли. Чтобы отогнать заразу,
псковичи построили церковь, но мор все равно не прекращался. Тогда жители города соорудили еще одну церковь, но и это помогало. В итоге великий князь решил дополнить духовность карантином, и чуму удалось ненадолго приостановить.
Тем не менее через Новгород, Белоозеро и Глухов болезнь добралась до Москвы. Жители деревень и городов боролись с невидимым врагом с помощью огня: они постоянно жгли костры на улицах, площадях и у своих домов. Другие в отчаянии бежали из поселений и по своим следам тоже разжигали огонь, чтобы чума не смогла их нагнать.
После того, как Черная смерть миновала, вспышки продолжались по всей Европе даже спустя столетия. В XV веке на Руси улицы, пораженные чумой, перекрывали со всех сторон, а больных запирали с семьей на 40 дней. Умерших строго запрещалось хоронить вблизи церкви и отпевать, поэтому их тела с вещами отвозили за черту города. Нарушителей жестоко наказывали, вплоть до того, что сжигали их вместе с телами умерших.
Очередная волна пришла уже в Российскую Империю в XVII столетии. Вспышка охватила Москву с близлежащими городами, а потом дошла до Астрахани и Казани. Главным средством от мора все также оставались духовные практики, дополненные молением на чудотворные иконы. С точки зрения медицины, они лишь способствовали распространению заразы.
Знахари тем временем подпольно промышляли заговорами. Чтобы избежать чумы, люди жгли листья можжевельника и полыни, потом окуривали дымом свои дома. Деньги (тогда еще в виде серебряных монет) дезинфицировали святой водой, другие же металлические предметы — в уксусном растворе. Письма начали передавать «через огонь»: с одной стороны костра гонец диктовал текст, с другой его переписывали уже на новую бумагу, а старую сжигали.
Последней крупной вспышкой чумы в Европе стала московская эпидемия 1770-1772 годов. Любопытно, что справиться с ней тогда помогла вполне современная мера — жесткий карантин, назначенный Екатериной II. С развитием медицины чуму в регионах центральной России удалось искоренить. Для профилактики начали открывать новые бани и вводить дезинфекцию жилых помещений с уничтожением домашних животных. Также чума подтолкнула правителей наконец заняться строительством систем водоснабжения — инфекция так быстро распространялась в том числе за счет загрязненных рек. В 1804 году, через четверть века после вспышки чумы, в Москве появился первый водопровод.
Природу же самой чумы расшифруют только в XIX веке — открытие совершит передовой французский ученый Луи Пастер. Он сумеет доказать, что инфекционные болезни вызываются микроорганизмами, а не миазмами и нарушением балансов организма.
Холера: кровопускание и уксус как «антисептик»
Первая в истории России вспышка холеры произошла в 1829–1831 годах. По официальным данным, из 466 тыс. заболевших тогда умерли 197 тыс. человек. До тех пор Европа тоже не знала «собачьей смерти». Холера пришла торговыми путями и армиями солдат из Индии. Болезнь переносилась через воду и несвежую пищу, но об этом никто не знал.
Когда Российская Империя поняла, что заразу не миновать, ей пришлось идти на решительные меры. Дворян обязали просвещать своих крепостных, так как те верили, что болезнь можно победить, как во времена чумы, крестными ходами и ритуальным опахиванием жилых домов и окроплением святой водой.
Еще в народе набрал популярность так называемый «метод Корбейна» — когда вовнутрь принимали каломель (хлорид ртути) и опий, а затем занимались кровопусканием, растиранием тела спиртом и принимали горячую ванну. Этот способ лечения был крайне опасен: дело в том, что больные холерой умирали прежде всего от быстрого обезвоживания, а такое лечение только выводило жидкость из организма.
Чиновники и медики не переставая дезинфицировали свои руки уксусом. Вместе с выверенным «антисептиком» глава МВД Арсений Закревский объехал 16 регионов во время всплеска заболеваемости и умудрился не заболеть.
Вместо сжигания, корреспонденцию стали окуривать серой, а для этого письма приходилось прокалывать. Во время карантина Александр Пушкин просил невесту Наталью Гончарову чаще ему писать, потому что был «рад даже письму проколотому».
Исследователи полагают, что холера пришла в Россию в удобное время, когда власти жестоко подавляли крестьянские восстания, поэтому народ искал переносчика заразы не в предметах, а в конкретных людях — иностранных агентах. Они считали не случайным тот факт, что в большинстве своем врачи носили иностранные фамилии.
Это и стало поводом для холерного бунта в 1831 году: разъяренная толпа штурмовала Центральную больницу и начала выбрасывать врачей из окон. Среди погибших был Дмитрий Бланк — родственник Владимира Ленина. Подосланными агентами народ называл и поляков, которые, по их мнению, специально травили русских людей (ведь совсем недавно, перед началом пандемии, Российская Империя подавила Польское восстание).
Ходили слухи, что людей губит отрава, которую подсыпают в муку и воду, а врачи, сговорившись с полицией, насильно увозят здоровых людей в больницы, где пытают их. Народ мог ходить по улицам и обыскивать случайных прохожих в надежде найти яд. Скептиков смогла усмирить только армия. Так, на Сенной площади войска силой разогнали взволнованный народ.
В конечном счете вспышка холеры преподала очередной урок — и прежде всего властям. К примеру, заставила изменить подход к системе здравоохранения, прежде разобщенной и оттого неэффективной. Проделанная работа над ошибками привела к созданию земской медицины, которая, в свою очередь, породила принципы современного здравоохранения с доступными больницами.
━━━━━
Эльвира Асмакиян