Россия достроила «Северный поток — 2». Что теперь происходит с транзитом через Украину?
После завершения «Северного потока — 2» в газовых отношениях между Россией и Украиной, кажется, начали происходить серьезные сдвиги. «Газпром» уже в третий раз отказывается бронировать дополнительные мощности по поставкам через украинскую газотранспортную сеть (ГТС), а в Киеве жалуются на уменьшение объемов прокачки газа и пугают полномасштабной войной при ее полном прекращении. Разбираемся, что происходит с транзитом через Украину, собирается ли Россия прекращать его и что будет, если это произойдет.
Транзит газа через Украину действительно снижается?
Да — если верить словам главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, с начала осени Россия сократила прокачку газа почти вдвое. В сентябре через Украину проходили 109 млн куб. м газа в день, а к 1 ноября объемы сократились до 57 млн куб. м.
Часть поставок Россия сняла с украинского направления после заключения соглашения на прямые поставки газа через «Турецкий поток» с Венгрией 27 сентября. Макогон говорил, что от этого Киев может за год потерять 4,5-10 млрд куб. м газа.
Увеличивать объемы прокачки «Газпром», судя по всему, не намерен. 6 октября президент РФ Владимир Путин заявил, что за первые девять месяцев 2021 года компания перевыполнила свои контрактные обязательства и ей не выгодно наращивать поставки. А 2 ноября «Газпром» пропустил очередной аукцион по бронированию допмощностей на украинском направлении в I-III кварталах 2022 года.
Снижение транзита через Украину — не новинка нынешней осени. Еще в апреле Киев жаловался на то, что Россия прекратила перекачивать газ в Турцию, Болгарию, Грецию и Румынию, перенаправив поставки в «Турецкий поток». А транзит за весь прошлый год составил всего 56 млрд куб. м газа — это исторический минимум.
Скоро транзит прекратят совсем?
Это маловероятно, даже если «Северный поток — 2» запустят в этом году. Пойти на такой шаг мешает газовый контракт, который обе страны заключили в 2019 году. Он обязывает Россию провести через территорию Украины 225 млрд куб. м газа за период 2020-2024 гг. на общую сумму в $7,2 млрд. По контракту, в этом году Москва должна прокачать 40 млрд куб. м газа, то есть примерно 109 млн куб. м в день.
«Газпром» объявил о завершении строительства трубопровода 10 сентября, однако поставки топлива по нему в Германию все еще не начались. Для начала «Северный поток — 2» необходимо заполнить топливом — делать это начали 5 октября и ожидается, что процесс полностью завершится только к декабрю.
В компании также ждут решения Федерального сетевого агентства Германии, которое должно проверить газопровод на соответствие европейскому законодательству и направить заключение Еврокомиссии. На это у него есть четыре месяца — рассматривать заявку начали 8 сентября, поэтому финальный вердикт должны вынести до 8 января 2022 года.
Федеральное сетевое агентство не имеет права разрешать или останавливать прокачку газа, но может наложить на «Газпром» штраф, если «Северный поток — 2» начнет работу до завершения сертификации. При этом последнее слово о судьбе газопровода останется за властями Германии — на это может потребовать дополнительно еще два месяца. С учетом всех бюрократических процедур запуск «Северного потока — 2» может затянуться вплоть до мая 2022 года.
Соглашение жестко привязывает «Газпром» к этим цифрам. За транзит, который идет сверх прописанной нормы, монополист должен платить отдельно по повышенному тарифу — собственно, для этого Украина и проводит аукционы на бронь допмощностей.
Сильно занижать объемы транзита «Газпрому» тоже нежелательно, поскольку в соглашении предусмотрен принцип «качай или плати». Иными словами, компания всегда будет перечислять деньги Киеву за 109 млн куб. м газа в день, даже если фактические объемы прокачки будут ниже.
В такой ситуации самым логичным выходом было бы держать транзит на минимально допустимых мощностях — это позволило бы «Газпрому» не переплачивать Украине и одновременно сохранить деловую репутацию, выполнив условия контракта. Такую позицию высказывал и президент Путин, призвавший компанию выполнить обязательства по договору, чтобы «не ставить никого в трудное положение» и не подрывать доверие к «Газпрому».
Значит, транзит остановят после 2024 года?
Этот сценарий уже более реалистичен, но тоже не предопределен. Во всяком случае, пока что и Киев, и Москва не исключают возможности продления соглашения.
В Кремле еще в июне говорили, что не намерены полностью отказываться от транзита через Украину. Однако глава «Газпрома» Алексей Миллер давал понять, что продление транзитного договора будет зависеть от состояния газотранспортной сети Украины, коммерческого предложения со стороны Киева и спроса у европейских стран. 13 октября Владимир Путин заявлял о готовности увеличить транзит, если Украина создаст для этого экономические и технические условия.
Украина же хочет перезаключить договор, не дожидаясь истечения срока действия нынешнего контракта в 2024 году. При этом она рассчитывает, что новое соглашение будет действовать 10-15 лет, а предусмотренные в нем объемы транзита составят не менее 45 млрд куб. м газа в год.
Судьба переговоров во многом будет зависеть от позиции Германии и ее готовности защищать транзит через Украину. Летом Берлин заключил сделку с Вашингтоном, в котором обязался способствовать продлению транзита в обмен на отказ от введения санкций против «Северного потока — 2». Россия и Германия уже ведут консультации по этому вопросу.
Но если договор не продлят, то Украина лишится газа?
Нет, потому что еще в 2015 году Киев полностью отказался от прямых поставок, заменив их реверсом из Европы. Это означает, что технически он стал закупать голубое топливо у стран ЕС, но фактически это был все тот же российский газ, только перепроданный по более высокой цене. При этом газ физически делал большой «крюк» — сначала его перегоняли в Европу, а затем возвращали на Украину.
После заключения с Россией нового газового контракта в 2019 году Украина получила возможность перейти на виртуальный реверс. Принцип перепродажи остался тем же, но украинские власти получили возможность забирать газ из трубы напрямую. В результате примерно половина газа, который «Газпром» направлял на экспорт в Европу, не доходит до покупателей и сразу же распределяется по украинским хранилищам.
Поэтому при расторжении договора максимум, что будет грозить Украине, — возвращение к старому физическому реверсу и подорожанию газа на внутреннем рынке. Это уже произошло после прекращения транзита через Венгрию, на который приходились 95% украинского импорта газа. Но в любом без голубого топлива Киев точно не останется.
А почему в Киеве заговорили о войне?
Высказывание об угрозе начала войны между Украиной и Россией после прекращения транзита газа принадлежит главе «Нафтогаза» Юрию Витренко.
«[Если] через Украину не будет физического транзита, это увеличит вероятность полномасштабной войны между Россией и Украиной со всеми вытекающими последствиями», — заявил он в интервью газете Financial Times 1 ноября.
Украинские политики не в первый раз допускают алармистские заявления о рисках войны с Россией или использовании ею газа как «геополитического оружия». После завершения «Северного потока — 2» такие высказывания стали звучать особенно часто. Их главные адресаты — европейские столицы, которые, как считают в Киеве, недостаточно решительно защищают интересы Украины и ее прозападный курс.
В действительности же между газом и гипотетической войной нет никакой связи. Новые разговоры об этом пошли не из-за транзита, а на фоне публикаций западных СМИ о предполагаемом стягивании российских войск к границе с Украиной. Однако новости об этом опровергли как в Москве, так и в Киеве.
━━━━━
Виталий Рюмшин