Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
8 ноября Министерство юстиции РФ обновило список иностранных агентов — туда попали экс-сотрудники «Команды 29»* и организация «Российская ЛГБТ-сеть»*. На этот раз реестр пополнился в понедельник, хотя обычно это происходит по пятницам — их даже стали называть «черными пятницами для российских медиа». В перечень попадают не только СМИ («Медуза»*, «Медиазона»*, «Росбалт»*, «Дождь»* и др.), но и физические лица (Лев Пономарев*, Петр Верзилов*, Роман Анин,* Роман Баданин*). Руководство страны считает, что статус иноагентов не мешает им работать, но сами издания и люди, оказавшиеся в списке, утверждают обратное. Разбираемся во всех тонкостях статуса иноагентов.
Кто такие иноагенты?
Иноагенты — организации, объединения, СМИ или люди, которые работают в интересах другого государства. Их деятельность на территории РФ не запрещена, но на нее накладывается ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет штрафы и блокировку дальнейшей работы.
Признание зарубежных изданий иностранными агентами регламентирует статья 6 закона «О СМИ»: «Юридическое/физическое лицо или иностранная структура, зарегистрированные в иностранном государстве, которые распространяют контент в интернете, могут быть признаны иноагентами, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств».
Сотрудничество с иноагентами, публичное разделение их взглядов и пожертвования в эти организации не запрещены. Иноагенты в России бывают четырех видов:
1) СМИ-иноагенты — под этот статус могут попасть как зарегистрированные издания, так и отдельные журналисты. После включения в реестр они обязаны создать юридическое лицо в России в течение месяца, которое и будет взаимодействовать с Минюстом.
2) Физлицо-иноагент — лицо с российским гражданством или без, которое занимается политической деятельностью в России и получает деньги из-за рубежа. Если человек сам не инициирует свою регистрацию в новом статусе, то это сделают принудительно. Таким физлицам запрещено занимать госдолжности. У них нет отдельного реестра, поэтому физлиц заносят в список СМИ-иноагентов.
Стать иноагентом можно за сбор информации о военной, военно-технической и ракетно-космической деятельности России, которую иностранный источник может использовать «против безопасности РФ» — при условии, если человека не обвинят в госизмене или шпионаже.
3) НОО-иноагент — незарегистрированное общественное объединение, то есть добровольная форма сотрудничества с самоуправлением. Чтобы объединение признали иноагентом, ему достаточно получить грант или устроить собрание с участием иностранных лиц. Отдельного реестра у них тоже пока нет, приказ о создании появился совсем недавно — в июне 2021 года.
4) НКО-иноагент — некомерческая организация (фонд или другая форма благотворительной организации) с иностранным финансированием и участием в российской политике. Участие не обязательно должно быть буквальным, оно может выражаться в поддержании соблюдения прав и свобод россиян или обеспечении социального развития общества.
Определение «политической деятельности» в законе чрезвычайно широкое. В том числе оно означает наблюдение на выборах, записи в соцсетях о российской политике, участие в митингах.
Примечательно, что в объявлении «иноагентом» не участвует суд — хотя иногда в судебном порядке можно оспорить полученный статус. На 9 ноября 2021 года в официальном реестре Минюста состоят 93 юридических и физических лица.
Обязанности иноагента
• Указывать статус иноагента во всех материалах. Например, СМИ-иноагенты должны маркировать не только материалы на своих сайтах, но и каждое сообщение в социальных сетях. Текст дисклеймера строго регламентирован, размер шрифта должен быть в два раза больше основного, а его наложение на иные изображения и материалы не допускается:
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
• Проводить обязательный аудит годовой финансовой отчетности и предоставлять его в Минюст.
• Раз в полгода предоставлять Минюсту отчет о деятельности и персональном составе руководящих органов.
• Ежеквартально предоставлять отчет о расходовании денежных средств и иного имущества, полученного от иностранных источников.
• Раз в полгода размещать отчет о своей деятельности в интернете, либо предоставлять его российским СМИ для публикации.
Если не соблюдать правила, будут последствия
• Штраф до 5 млн рублей в случае нарушения закона «о СМИ» или требований к иноагенту. Например, с марта 2021 года Роскомнадзор составил на гендиректора «Радио Свобода» Андрея Шарого 390 протоколов за игнорирование закона о маркировке — общая сумма штрафов превысила 71,5 млн рублей.
• Блокировка доступа Роскомнадзором на территории России.
• Уголовная ответственность — вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет. Но только в том случае, если ранее юридическое или физическое лицо уже привлекалось к административной ответственности и в данный момент отказывается вносить данные в реестр или предоставлять отчет о деятельности.
Что могут признать иностранным финансированием?
• Зарплаты штатных сотрудников СМИ-иноагентов и всех, кто заключил с ними договор.
• Перечисления по любым договорам из-за границы (например, экспертные гонорары).
• Переводы через банки, Western Union, другие системы переводов и на мобильные телефоны (даже от друга из соседнего государства).
• Компенсации транспортных расходов за участие в международных конференциях или участие НКО-иностранных агентов.
• Монетизацию каналов на YouTube.
• Получение иностранных почетных премий в денежном эквиваленте. Так, чтобы подстраховаться, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, получивший Нобелевскую премию мира, пожертвовал часть выигранных средств благотворительному фонду при президенте России «Круг добра».
• Ввоз через таможню наличных в иностранной валюте.
СМИ, признанные иноагентами, указывают на несостыковки в вопросах иностранного финансирования. Телеканал «Дождь» был признан «иноагентом» из-за получения €130 тыс. от Европейского союза за «освещение отношений между ЕС и Россией». Аналогичные договоры с ЕС заключали в разные года «Коммерсант», «Российская газета», «Известия», «Газета.Ru», однако их в реестр иноагентов не вносили.
Кроме того, в перечне РКН с редакциями, которые получали денежные средства от иностранных источников, значатся 33 юрлица, среди которых RT, «Интерфакс», ТАСС и «Ведомости». В конце лета пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что о выборочном применении закона об иноагентах к независимым медиа речи не идет.
Главные проблемы иноагентов
Уход рекламодателей. Закон обязывает СМИ-иноагентов маркировать каждый материал, даже рекламный. Заказчикам это не всегда нравится, поэтому они отдают предпочтение другим изданиям.
Сокращение штата. Журналисты уходят из СМИ-иноагентов, потому что сами могут получить такой статус, после чего их обяжут отчитываться перед Минюстом.
Отказ от сотрудничества. Эксперты не дают комментарии, так как не хотят, чтобы их имя было связано с иноагентами. К тому же нет никакой гарантии, что их следом не признают иностранным лицом.
Отмена выступлений. Из-за статуса иноагента физлица не могут проводить запланированные мероприятия: 17 октября выступление поэтессы и журналистки Татьяны Вольтской* на концерте в Кемерово отменили именно по этой причине.
На Петербургском международном экономическом форуме официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что российский закон о СМИ-иностранных агентах «не сильно» мешает их деятельности. Чиновница добавила, что СМИ-иноагенты имеют такие же права, как остальные издания.
Как выйти из реестра иноагентов?
Главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко отмечает, что процедура выхода из «иноагентства» не предусмотрена в законодательстве, поэтому вопрос остается открытым. По мнению Дмитрия Пескова, разрешение ситуации возможно: «Существует судебный вариант оспорить это решение. Процедура [выхода из статуса иноагента] занимает один год, но пока никто этим не воспользовался». Если оснований для выхода из статуса будет недостаточно, то закон можно будет откорректировать, говорил пресс-секретарь президента.
Согласно Минюсту, избавиться от статуса НКО-иноагента (но не СМИ-иноагента и физлица) можно в трех случаях:
1) при ликвидации организации;
2) при успешном прохождении проверки, которая покажет, что НКО не менее года до подачи заявления о выходе из реестра не получала средства из-за рубежа и не участвовала в политической жизни России;
3) если организация в течение трех месяцев после присвоения статуса отказалась от любого иностранного финансирования и вернула все полученные ранее средства.
21 октября на пленарной сессии на Валдае президент России Владимир Путин пообещал, что «размытые критерии», на основе которых организации или физические лица могут включаться в перечни иностранных агентов, будут анализироваться. А сам инструмент — совершенствоваться, чтобы им «не злоупотребляли».
* Внесен(-а) Минюстом в список СМИ/физлиц, выполняющих функцию иноагента.
━━━━━
Эльвира Асмакиян