Юрий Смитюк/ТАСС
Юрий Смитюк/ТАСС

На Дальнем Востоке дефицит продовольствия. Причина — заторы в приморских портах

Из-за наплыва зарубежных товарных судов тысячи контейнеров не могут покинуть Владивосток и Находку. Но власти и эксперты считают, что вскоре ситуация нормализуется

Дальневосточные регионы столкнулись с острым дефицитом продуктов и других товаров первой необходимости. Тяжелее всего приходится жителям Чукотки, где заканчиваются овощи, яйца и молочная продукция. На кризис уже обратили внимание в Кремле, контролем поставок занимаются Минтранс и транспортная прокуратура. Рассказываем, что стало причиной кризиса, при чем тут Китай и Суэцкий канал и что может исправить ситуацию.

Что происходит на Дальнем Востоке?

В ряде северных регионов Дальнего востока возникла острая нехватка ряда товаров из-за проблем с морскими поставками. 9 ноября на это обратила внимание газета «Коммерсантъ».

Проблемы наблюдаются на Чукотке, Камчатке, Сахалине и Магаданской области. По данным издания, в регионах не хватает стройматериалов и товаров первой необходимости, включая продукты питания.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась на Чукотке. Жители автономной области выложили на сайте change.org обращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором пожаловались на нехватку овощей, фруктов, яиц и других продуктов питания почти во всех населенных пунктах.

Власти Камчатки и Магаданской области утверждают, что им удалось наладить поставки продовольствия. Однако задержки в доставке других товаров, вроде стройматериалов, все еще сохраняются — они могут достигать двух-трех месяцев. 4 ноября сахалинские власти сообщали, что в приморских портах застряли свыше тысячи предназначенных для области грузовых контейнеров.

Почему возник дефицит?

Проблемы с продовольствием в северных регионах начались из-за логистического коллапса в портах Владивостока и Находки, где образовались заторы из контейнеровозов с товарами из Китая.

Раньше большинство этих грузов шли по железным дорогам через сухопутную границу. Другая часть следовала в Суэцкий канал, а оттуда — в европейскую часть России. Однако погранпереходы между Россией и Китаем до сих пор закрыты из-за COVID-19, а цена транзита по Суэцкому каналу за год сильно выросла — 4 ноября ее стоимость вновь подняли на 6%.

На этом фоне азиатские компании стали искать альтернативные пути для поставок в Европу. Наиболее привлекательным вариантом оказался Транссиб — переправка грузов по нему на 30-40% дешевле по сравнению с суэцким маршрутом.

В результате за первые восемь месяцев 2021 года товарооборот через дальневосточные порты вырос на 38%. При этом местная инфраструктура оказалась неприспособленной к такому объему грузов и привела к образованию пробок в портах. Из-за них направляющиеся на Север суда неделями ждут своей очереди на обслуживание для погрузки товаров.

Что может изменить ситуацию?

Избавить дальневосточные регионы от проблем с продовольствием может только разгрузка приморских портов. Альтернатив у них практически нет — из-за удаленности от основных центров производства и сложных климатических условий там отсутствует инфраструктура для регулярных поставок по суше.

В зимний период эта проблема встает особенно остро. Тогда регионам приходится полагаться исключительно на Северный завоз — централизованные поставки продовольствия и топлива по воздуху и морю. Если проблема не решится в ближайшие сроки, планы по завозу могут быть сорваны.

Эксперт по контейнерным перевозкам компании AsstrA Анатолий Бутурлин в журнале «РЖД-Партнер» описал два сценария разрешения кризиса:

1. Операторы портовых терминалов выделят дополнительное место под хранение контейнеров или увеличат тарифы, чтобы компенсировать возросший товарооборот.

2. Со временем произойдет нормализация грузопотока и поставщики вновь вернутся на старые маршруты.

В свою очередь начальник отдела контейнерных перевозок компании «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков сказал изданию «Логирус», что заторы могут исчезнуть в течение месяца — к тому времени на объемах поставок начнет сказываться падение производства в Китае из-за энергокризиса.

А что делают власти?

На проблему с поставками продуктов на Дальнем Востоке уже обратили внимание федеральные власти. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал перегруженность портов и связал ее с международным логистическим кризисом.

«По линии правительства меры принимаются, и, конечно же, этот вопрос на контроле у президента», — сказал он, пообещав информировать о дальнейших шагах Кремля.

В свою очередь полпред президента в Дальневосточном федеральном округа Юрий Трутнев заявил, что за последнюю неделю число контейнеров в дальневосточных портах уменьшилось на 30%. По его словам, до конца ноября они достигнут нормы накопления грузов в 2,2 тыс. контейнеров.

2 ноября Минтранс собрал по поручению Трутнева рабочую группу для контроля за поставками в дальневосточные регионы. Ее члены следят за приоритетной отправкой туда еды, медикаментов и стройматериалов. Параллельно с ним контролем ситуации занимается транспортная прокуратура — 5 ноября она объявила о начале проверки по завозу продуктов на Крайний Север.

━━━━━

Виталий Рюмшин